Пассажиров услышали

Новые требования к санитарным нормам в городском общественном транспорте могут вступить в силу в следующем году
Ежегодно городской общественный транспорт в России перевозит более 10 миллиардов пассажиров. Но, помогая горожанам вовремя добраться на работу или учебу, автобусы, троллейбусы, электробусы и трамваи нередко становятся местом обострения заболеваний и распространения вирусов. О последних в переполненном транспорте в осенний сезон простуд вспоминается особенно часто - к сожалению, в салонах отсутствуют очистители воздуха и далеко не всегда поддерживается комфортная температура. Резонный вопрос - почему?

Оказывается, сегодня наземный городской транспорт остается единственным видом общественного транспорта, в отношении которого не установлены требования к санитарно-эпидемиологической безопасности, из-за чего многие важные вопросы остаются неурегулированными.

Больше всего недовольны ситуацией сами пассажиры. В текущем году публикации СМИ с жалобами на дискомфорт поездок в городском общественном транспорте появлялись в каждом третьем регионе страны.

95 процентов возбудителей должны будут улавливать обеззараживатели воздуха

Чтобы изменить ситуацию, Роспотребнадзор по инициативе Общественного совета при Минтрансе России разработал проект дополнений к действующим "Санитарно-эпидемиологическим требованиям для отдельных видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры" (СП 2.5.3650-20). Ранее Роспотребнадзором были разработаны аналогичные требования к условиям перевозки пассажиров метро, железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта, и люди уже смогли положительно оценить произошедшие там изменения.

Новый проект дополнений опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов и успешно, с минимальными замечаниями и предложениями, прошел этап публичного обсуждения. Также он получил одобрение Минтранса и Минтруда России, позитивные отклики региональных перевозчиков.

- Мы ожидали такую позитивную реакцию, поскольку документ содержит научно обоснованные актуальные требования, гармонизированные с учетом современного уровня развития общества, науки и технологий, а также реализации задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в современных условиях, - отмечает Вячеслав Керов, заместитель председателя комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Минтрансе России.

Важно, что предлагаемые изменения не вводят новых функций, полномочий и прав для федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, не изменяют порядок их реализации. Не предполагает проект и возложения каких-либо дополнительных расходов на бюджетную систему страны.

Изменения в правилах будут действовать только для нового транспорта, оснащенного всем на заводе-изготовителе. Старый транспорт доработает свой век до списания

В ближайшее время проект будет направлен на рассмотрение в АНО "Аналитический центр при правительстве РФ", а также в Минэкономразвития России для оценки степени регулирующего воздействия. Финальным этапом станет государственная регистрация нормативного правового акта Минюстом России.

Синхронизация усилий профильных ведомств при прохождении проектом дальнейших процедур согласования позволит пассажирам автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев почувствовать позитивные изменения уже в 2025 году.

Как выяснил корреспондент "РГ", после введения новых требований рециркуляционный воздух в оборудованных кондиционерами транспортных средствах должен будет подвергаться обеззараживанию, истребляющему не менее 95% опасных возбудителей. Мойку и уборку транспортного средства предписано проводить не реже двух раз в день, а генеральную - раз в неделю. В свете проблем распространения сезонных инфекций это особенно актуально.

Прописаны в новых санитарных правилах и такие показатели, как уровень освещенности, допустимой вибрации, концентрации вредных веществ, количество наружного воздуха, попадающего в салон, уровень напряженности электрического поля и многое другое. Данные факторы оказывают непосредственное влияние на здоровье пассажиров.

Все эти планы должны стать здоровой реальностью в ближайшее время, ведь вопрос не нов - необходимость комплексных улучшений качества перевозок городским общественным транспортом неоднократно звучала на высшем государственном уровне. В частности, президент еще в августе 2023 года направил в правительство страны ряд соответствующих поручений. Подчеркивалась необходимость повышения комфорта и безопасности для пассажиров, поскольку развитие общественного транспорта способствует росту промышленности, туризма и торгового оборота, укреплению всей национальной экономики, снижению количества дорожных заторов и улучшению экологии.

Важно, что проект предусматривает переходные периоды, которые позволят всем участникам процесса перевозки пассажиров подготовиться. Изменения будут действовать только для новых автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев, оснащенных необходимым оборудованием на заводе-изготовителе. Старый транспорт доработает свой век до списания.

Такое "послабление" позволит сделать новый регламент реально работающим, а не декларативным. Не декларативным должно стать и объединение усилий профильных ведомств, чтобы важный документ позволил создать для граждан комфортную реальность.

Борис Лоран, первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России:

- Проект отвечает требованиям высшего руководства страны и общественному запросу. Хочется отметить оперативную работу и высокий профессионализм Роспотребнадзора, четкое и слаженное взаимодействие с другими профильными ведомствами при прохождении проектом процедур согласования. С учетом высокой социальной значимости предлагаемых изменений мы надеемся, что на всех последующих этапах согласования проекту будет уделено должное внимание. Если возникнут какие-либо замечания, нет сомнений, что профильные ведомства урегулируют их в рабочем порядке. Со своей стороны мы продолжим информировать общественность об изменениях в статусе согласования документа в рамках запланированных нами публичных мероприятий и медийной активности по вопросам развития транспорта.