В России растет доля фальсификата строительных материалов: с чем это связано? Рассказали эксперты
С начала 2024 года строительные материалы подорожали в среднем на 5,5%. Проблемой остается фальсификат - в некоторых сегментах его доля достигает 25-30%, а по отдельным наименованиям доходит до 70%, рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.
На фоне общего подорожания стройматериалов цены на окна, теплоизоляцию, сухие смеси и стеновые материалы выросли примерно на 7-8%, отметил директор по маркетингу СТД "Петрович" Игорь Колынин. Прежде всего на стоимость материалов влияют проблемы с банковскими переводами и сложности с логистикой, которые увеличивают срок поставок или вовсе останавливают их, объясняет основатель компании по комплексному ремонту жилых помещений Smarthome Альбина Сакаева.
Значительная доля товаров на рынке строительных материалов всегда производилась в России. Сейчас она составляет около 80% и продолжает расти, утверждает Колынин.
Отечественное производство выгоднее, потому что логистика материалов будет неоправданно дорогой. В страну импортируются только некоторые комплектующие и химия. Как отмечает Сакаева, сейчас на складах отсутствует значительное количество импортных стройматериалов. Особенно тяжело найти керамическую плитку и профессиональный инструмент для строительства и ремонта.
Одной из трудностей, с которой можно столкнуться при проведении ремонта, является выбор качественных материалов. Этот процесс также осложняется достаточно большим количеством фальсификата и контрафакта на рынке строительной продукции. По самым разным оценкам, доля таких материалов может достигать примерно 25-30%, предупреждает исполнительный директор ассоциации "Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии" (НОПСМ), кандидат экономических наук Антон Солон.
"Так, по данным отраслевых объединений производителей строительной продукции, в сегментах полимерных труб для сетей газо- и водоснабжения доля фальсификата варьируется от 10 до 20%, цемента - до 25%, сухих строительных смесей - до 30-40%, электротехники - 50-60%, в том числе кабельной продукции - до 70%", - утверждает эксперт.
По данным специалистов ассоциации НОПСМ, основными потребителями некачественных строительных материалов и изделий являются строительные организации. Недобросовестные застройщики стремятся таким образом снизить затраты на строительство или хотя бы удержать их на текущем уровне.
По мнению исполнительного директора ассоциации РОСИЗОЛ Евгении Свиридовой, потребителями фальсификата также могут быть профессиональные компании и частные покупатели, которые не знают, что приобретают подделку. "Определить соответствие материала или изделия заявленным характеристикам "на глаз" зачастую невозможно", - обратила внимание эксперт.
В то же время, как подчеркивают в объединении, централизованную статистику по учету выявленного фальсификата строительной продукции в России никто не ведет. Те сведения, которые есть, получены экспертами на основе сопоставления данных Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и результатов независимых мониторингов, которые проводят отраслевые объединения участников рынка.
Другой значимой проблемой, которую выделяет Сакаева, является острая нехватка квалифицированных специалистов в области ремонта - маляров, плиточников и отделочников. По этой причине ремонт становится еще более трудоемким и затратным процессом. Согласно исследованию компании Smarthome, существует несколько категорий клиентов, которым требуются услуги по ремонту. К первой относятся собственники старого фонда и обладатели whitebox (квартира с предчистовой отделкой), которые успели приобрести жилье до отмены льготной ипотеки. Они готовы самостоятельно клеить обои, монтировать двери и устанавливать плинтусы, чтобы сэкономить.
Вторая категория - это собственники whitebox, которые поняли, что качество отделки от застройщика оставляет желать лучшего, поэтому им также нужен новый ремонт. Третья категория - те, кто хочет получить ремонт под ключ, включая меблировку. Последние две категории сами заниматься ремонтом не хотят и доверяют это профессионалам, но подорожание стройматериалов их тоже касается, потому что из-за этого цена ремонта также растет.
В прошлом году объем розничного рынка строительных материалов снизился на 10%, подсчитали аналитики T-Data. Такую динамику они связывают с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Как отмечают аналитики, те, кто решил не откладывать ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен (средний чек вырос также на 10%), заказывали стройматериалы с прежней частотой. Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях, доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой - 7,2%. При этом у торговых сетей, которые имеют и обычные, и онлайн-магазины, средний чек выше, чем в целом по рынку.
Большинство россиян хотели бы отремонтировать свое жилье, но из-за слишком высоких цен на ремонт и сужения ассортимента каждый второй может позволить себе проводить как крупные, так и небольшие ремонтные работы реже раза в пять лет, показал опрос Группы "Ренессанс Страхование".
Больше двух третей опрошенных (69%) делали ремонт последний раз пять лет назад, при этом почти все они указали, что их жилье в той или иной степени нуждается в обновлении.
Половина участников опроса (56%) рассказали, что откладывают ремонт (вне зависимости от того, когда они делали его последний раз) из-за подорожания стройматериалов. Цена имеет ключевое значение для жителей Москвы, Казани, Новосибирска и Омска. Многие также отмечают сложности с поиском необходимых стройматериалов: почти четверть сталкиваются с этим периодически, каждый пятый - часто.
Подготовила Евгения Носкова