Почему возник дефицит кадров и в каких областях работники наиболее востребованы? Интервью с экономистом Николаем Кульбакой

Эксперт Кульбака о дефиците кадров: Страдают отрасли, где нет роста зарплаты
В России обостряется дефицит кадров. По данным Росстата, в июне в стране была зафиксирована рекордно низкая безработица - 2,4 процента. Из-за этого специалисты все чаще говорят, что рынок труда теперь принадлежит соискателям, а целые отрасли оказались перед угрозой значительной нехватки работников, что может критически отразиться на их дальнейшем развитии. Неуклонно растет и количество вакансий.
По оценкам экспертов, страдать будут те отрасли, которые не смогут повышать зарплаты сотрудникам.
По оценкам экспертов, страдать будут те отрасли, которые не смогут повышать зарплаты сотрудникам. / Сергей Куксин / РГ

Почему возник дефицит рабочей силы? В каких областях работники наиболее востребованы? Обсудим тему с кандидатом экономических наук Николаем Кульбакой.

При наборе кадров используется несколько подходов

Кадровые эксперты считают, что дефицит необходимых специалистов может заставить работодателей изменить подход к найму работника - больше ориентироваться не на его опыт и уровень образования, а на конкретные навыки. Но именно с опытом и приходят навыки, да и знания в их приобретении играют далеко не последнюю роль. Можно ли здесь противопоставлять одно другому? И в чем тогда новизна подхода к найму?

Николай Кульбака: Если честно, то я сомневаюсь в возможностях такого подхода. Вы абсолютно правы, навыки приходят с опытом. Такой подход возможен в поиске исполнителей для какого-то конкретного проекта. Например, дизайнера или программиста. Здесь, действительно, будет играть роль не опыт и стаж, а конкретное портфолио. Так что в чистом виде этого подхода точно не будет. Но в комбинации с другими подходами он уже давно применяется на рынке труда.

Навык-ориентированный подбор работников ограничен теми профессиями, где можно выделить какой-то конкретный навык. Невозможно, например, найти по навыку хирурга. Зато, как сообщает пресс-служба кадрового сервиса SuperJob, за два последних года работодатели стали почти в семь раз чаще искать резюме кандидатов, владеющих навыками работы с ИИ. Так что, может, не стоит говорить о смене подхода к рекрутингу и переоценивать способ подбора работника по конкретным навыкам?

Николай Кульбака: Действительно, мы видим регулярно, что при наборе кадров используется сразу несколько подходов. Оцениваются возможные возраст и стаж, но дополнительно указываются необходимые навыки. С медицинскими работниками все намного сложнее, поскольку мировая тенденция состоит в том, что врач с большим стажем, опытом допускается к конкретному типу операций только после сдачи отдельного экзамена и получения документа на право выполнения операций именно такого типа. То есть опыт дает тебе право сдавать экзамен на этот сертификат, но по умолчанию тебя к ним не допустят.

Цена на рынке труда определяется с двух сторон

Как показывают исследования, зарплатные ожидания соискателей выросли на 10-20 процентов по сравнению с 2023 годом и продолжают расти. При этом некоторые кандидаты запрашивают сразу на 30-40 больше, чем на предыдущем месте работы. Не оттого ли еще дефицит рабочей силы, что зарплатные требования выше, чем возможность работодателей эти требования удовлетворить?

Николай Кульбака: Безусловно, цена на рынке труда определяется с двух сторон, и со стороны работника, и со стороны работодателя. Но следует сказать, что на рынке труда, и если мы посмотрим, то растут еще и указанные зарплаты вакансий. Основных причин такой ситуации две.

Основные тенденции на рынке труда определяются демографией

Во-первых, демографическая ситуация в России такова, что в последние годы постепенно уменьшается численность трудоспособного населения в стране, и, если судить по данным демографов, то этот процесс будет продолжаться еще, как минимум, несколько десятилетий. Кроме того, в последние годы резкое увеличение бюджетных расходов привело к дополнительному росту спроса на рабочую силу, который наш рынок труда обеспечить не в состоянии.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России на фоне СВО и западных санкций, формирует новые тенденции на российском рынке труда. Какие из этих тенденций вы считаете основными?

Николай Кульбака: Основные тенденции на рынке труда, вопреки расхожему мнению, определяются долгосрочным демографическим состоянием страны. Начало СВО и усиление западных санкций дополнили это увеличением финансирования за счет бюджета отраслей ВПК и ряда импортозамещающих производств. Именно эти отрасли в многом и обеспечили первоначальный рост зарплат на рынке труда. За ними последовали отрасли вторичного спроса, то есть их поставщики и партнеры, а дальше дополнительный спрос пришел на рынок потребительских услуг. Но, повторю, что основные тренды все-таки идут от демографии.

Точного количества уехавших никто не знает

Как на рынок труда повлиял уход иностранных компаний?

Николай Кульбака: Это очень интересная и сложная тема. В каждом конкретном случае мы видим разные результаты. Для некоторых рынков уход иностранных компаний мало что изменил. Оставшаяся инфраструктура была быстро использована российским бизнесом почти без потери доли рынка и западных технологий. Назову хотя бы сети "Вкусно и точка" и Stars Coffee. Во многом там работают те же люди, хоть и под новой вывеской. В ряде случае уход иностранных компаний привел к сокращению персонала и перепрофилированию бизнеса. Здесь характерен пример автопрома, когда почти ни один зарубежный автозавод в России не смог вернуть свои позиции на рынке. Есть также довольно большое число примеров отраслей, где уход иностранных компаний дал шанс на развитие российским производителям. Как правило, это компании промышленного оборудования. В общем, все по-разному, в зависимости от отрасли и предприятия. Есть проигравшие, но есть и бенефициары ухода.

Официальная статистика оперирует только цифрами выбывших из легальной занятости. Но среди тех, кто уехал, были и получатели "серых" зарплат, и самозанятые, и военные пенсионеры, вышедшие на пенсию, в таком случае, не приукрашена ли картина? Какими цифрами реально выражается физическая убыль кадров из страны и чем ее можно компенсировать?

Николай Кульбака: Точного количества людей, уехавших из России, никто не знает. Считать миграцию в обе стороны очень сложно в любой стране. Реально можно говорить о нескольких сотнях тысяч человек, среди которых есть и несовершеннолетние, и неработающие пенсионеры. Да, для отдельных отраслей и фирм это создало серьезные проблемы. Например, увеличилась нехватка учителей и вузовских преподавателей. Но для экономики в целом это не выглядит серьезной проблемой. Демографические процессы для экономики намного важнее.

Требуются токари, водители, курьеры

В каких секторах экономики несложно найти замену выбывшим, а в каких затруднительно или даже невозможно?

Николай Кульбака: Сложнее всего найти замену в узких сегментах, где специалисты исчисляются, в лучшем случае, десятками. Это некоторые научные направления, сегмент информационных технологий и вузовские преподаватели. В масштабах страны, в целом, серьезных потерь нет, в большинстве случаев замены нашлись, может, только не столь высокого уровня, как уехавшие. Впрочем, и уехали самые разные люди. Повторю, что в масштабах страны этот отъезд не слишком значим, но неприятен, особенно с учетом общей демографической обстановки в России.

Каких специалистов сейчас не хватает на рынке труда?

Николай Кульбака: Определить это несложно. Для этого достаточно посмотреть на рост зарплат по сегментам. Это прежде всего рабочие профессии - токари, фрезеровщики, водители. Кроме того, из-за уменьшения числа мигрантов рынку требуются строители, курьеры, работники складов.

В каких отраслях самая острая конкуренция за кадры?

Николай Кульбака: Здесь очень интересно. Рынок труда в России довольно гибкий, хоть и не в той степени, как в наиболее успешных странах мира. Мы видим заметный переток работников между отраслями вслед за ростом зарплат. Об этом говорит тот факт, что зарплаты начали расти уже во всех отраслях, а не только в тех, что поддерживает государство бюджетными деньгами. Так что, похоже, страдать будут те отрасли, которые не смогут повышать зарплаты своим сотрудникам.

Рынок работодателя сменяется рынком работника

В каких сферах деятельности работники в этом году наиболее востребованы?

Николай Кульбака: Это прежде всего обрабатывающая промышленность, а также транспорт и логистика. Но нехватка работников есть везде - и в МВД, и в школах, и в сельском хозяйстве.

В каких регионах сейчас легче всего найти работу на производстве?

Николай Кульбака: Прежде всего в центральных регионах страны, а также в регионах, где размещены предприятия ВПК. Но, в целом, сейчас в стране рынок работодателя сменяется рынком работника. И это происходит практически везде. Так что работу на предприятиях найти нетрудно. Правда, зарплата будет, естественно, зависеть от стажа и квалификации.

Российский бизнес на протяжении нескольких десятилетий жил за счет советских кадровых "запасов". Заботились о подготовке новых кадров только те предприятия, где требования к квалификации самые высокие, например, в оборонке. Нынешний кадровый голод - он отчасти обусловлен неумением и неготовностью бизнеса обучать для себя персонал?

Николай Кульбака: Вопреки заблуждениям, советский персонал во многих отраслях закончился быстро или вообще не пригодился. В некоторых отраслях, таких как торговля и сфера услуг, советские навыки вообще были неприменимы. В быстро обновлявшихся промышленных предприятиях к новому оборудованию становились вновь обученные молодые специалисты. В ВПК оставалось огромное количество старых кадров, поскольку государство очень долго держало эту отрасль на голодном пайке и молодежь туда не шла работать. Только последние несколько лет в отрасль пошли деньги и вместе с ними новые молодые кадры. Но их там и сейчас не хватает. Если говорить об обучении персонала, то наоборот, последние десятилетия все крупные предприятия активно занимаются подготовкой кадров. Появились корпоративные университеты, в большинстве сильных вузов есть совместные кафедры с известными фирмами, студенты пишут дипломы по материалам реального бизнеса. В советское время отдельные элементы этого тоже были, но тогда многое делалось для галочки. Сейчас фирмы серьезно заинтересованы в кадрах и сознательно их отбирают и выращивают.

Молодых специалистов становится все меньше. Сколь значительную роль в обострении кадрового голода играет демографический кризис, а также мобилизация и эмиграция?

Николай Кульбака: Увы, прежде всего это демография. Сейчас на рынок труда входит малочисленное поколение родившихся в 1990-е годы, а уходит большое поколение родившихся в конце 1950-х - начале 1960-х. Ситуация немного улучшится к 2040-м годам, но не сильно. Так что России с точки зрения демографии предстоят нелегкие годы.

Стоит ли создать программы переобучения на новые специальности для тех, кто хотел бы сменить род деятельности и влиться в число востребованных экономикой работников?

Николай Кульбака: Безусловно! Это необходимо делать одновременно с программой переселения людей из регионов с высокой безработицей. Это большая, сложная задача, которая даст эффект, только если ее будут выполнять на протяжении 10-15 лет. Краткосрочные меры эффект дадут очень невысокий. Но без этого улучшить ситуацию на рынке труда точно не получится.

Визитная карточка

Николай Кульбака - кандидат экономических наук, член International Society for Ecological Economics. Автор книг и статей по региональной экономике, экономической истории, транспортной логистике и истории транспорта.

Фото: из личного архива Николая Кульбаки