Настройте ваш оркестр. "Ненормальный" вернет нас к таинствам музыки

В пятницу в Туле откроется фестиваль "Кино & музыка", его идея принадлежит замечательному комедиографу Алле Суриковой. Идея более чем актуальная: музыка из российского кино явно уходит, а музыкальный жанр и вовсе - раритет, многие его смотреть и понимать почти разучились. По этому поводу - об одной из лучших картин фестиваля. Я ее проворонил. Критики о ней писали таким снисходительным тоном, что было ясно: режиссер-дебютант еще мало что умеет, картина бесконфликтна и благодушна, ее название "Ненормальный" не обещало события. По случаю фестиваля "Кино & музыка", где она в конкурсе, заинтересовался. И понял, что критики в очередной раз расписались в своей глухоте: картина замечательная, но музыкальная. А перед музыкальным кино они всегда встают в тупик - там свои законы, своя эстетика и свой, им неведомый эмоциональный строй.
"Кинопоиск"

На самом деле актер-режиссер Илья Маланин - явление в сегодняшнем нашем кино: он слышит и понимает музыку. Он ей доверяет в своем фильме главную роль. Он - интуитивно или обдуманно - умеет заставить свое кино взлетать на ее крыльях в такие эмоциональные высоты, до каких не доберется обычная кинодрама. Он начинает фильм звуками настраиваемого оркестра - готовя нас к посвящению в ее таинства.

Чем отличается музыка от драмы? Она целиком лежит в сфере эмоций. Ее нельзя объяснить - можно только почувствовать. Ее вибрации идут прямо в сердце. Меломан не спросит, о чем Пятая Бетховена, хотя и сказано: "Так судьба стучится в дверь". Музыке не нужны детали нашего быта, мотивы наших поступков - она летит на иных высотах.

Так и музыкальное кино - оно редко заморачивается вопросами, почему да отчего. Оно передает движения души, часто нелогичные, противоречивые. В нем драматургия чувств важнее драматургии действий.

После необходимой преамбулы - к фильму. Инженеру Юрию приглянулась девушка, он взялся ее проводить, и она, чтобы сразу поставить все точки над i, резко его огорошила: у нее восьмилетний сын в инвалидном кресле; миопатия, а значит, у парня нет будущего. Другой бы бежал опрометью, но Юра вернулся с проектом излечения безнадежно больного Коли. Тут же нашел с ним общий язык, и, заметив его интерес к музыке, привез пианино, стал учить на нем играть.

В неоновом Шанхае герой впервые обретет силы для самостоятельного полета. Фото: "Централ Партнершип"

Здесь все на грани неправдоподобия. Хотя вступительный титр утверждает, что сюжет навеян реальным случаем. То, что музыка врачует, не новость. Поразительны детали сюжета, взлет героя без специального образования от закованного в панцирь мальчугана до пианиста-виртуоза, вышедшем на сцену международного конкурса в Шанхае со Вторым концертом Шопена. Драматург Роман Кантор, написавший сценарий для триумфального фильма "Мастер и Маргарита", что само по себе рекомендация, здесь дал актерам вполне достоверный материал - разработанные характеры, прекрасно выписанные диалоги и огромный диапазон эмоций, доступный только музыке. Вместе с режиссером они идут на то, что кажется преувеличением, неловкой эксцентриадой - как открывающая фильм сцена в китайском авиалайнере. Они не страшатся снимать историю, близкую нравоучительной сказке. Об упорстве, о мужестве и самозабвенном стремлении к цели, но и о сложностях отношений ментора и ученика, о необходимости человеку свободы. Выразительную музыку в стиле Джона Уильямса написали композиторы Савва Розанов и Игорь Яковенко. То есть первое и главное, что стоит отметить в этом фильме - профессионализм высокой пробы.

Критики писали об отсутствии плохих персонажей, о бесконфликтности, и не заметили самого сурового конфликта наших жизней - упрямого самопреодоления: вопреки приговорам врачей человек пробивается к полноценной жизни, к радости, творчеству, любви.

Этот фильм для режиссера Ильи Маланина - не дебютный. Несколько лет назад его пригласили на сериал для Netflix, все было уже снято, но стрим-гигант из России ушел, и готовый фильм лег невостребованным. К "Ненормальному" режиссер пришел, уже накопив хороший опыт. Что чувствуется в умении выстроить атмосферу, в точном кастинге, в работе с актерами - без каждого из них фильма бы не было.

Невозможно представить юного Колю без Елисея Свеженцева, в ту пору десятилетнего ученика севастопольской музшколы, с его поразительной отзывчивостью на все происходящее - его лицо читаешь, как музыкант ноты. Воплотивший выросшего Колю актер Илларион Маров готовился к музыкальной роли очень основательно - читал и слушал Гленна Гульда, месяцами работал над пианистической техникой. Замечательны образы матери (Наталья Кудряшова) и бабушки (Надежда Маркина), махнувших на себя рукой и живущих ради больного Коли. Александр Яценко в сложной роли Юрия дает мастер-класс психологического анализа. Все главные создатели фильма имеют отношение к музыке, ее понимают и чувствуют - отсюда особая аура картины, ее духовная мощь.

Не знаю, что будет дальше снимать Илья Маланин. Надеюсь, он осознает ценность своего дара выращивать кино из музыки и будет его использовать в творчестве.

Пока неизвестно, заметит ли уникальность картины жюри тульского фестиваля, но в моем личном рейтинге она займет почетное место сразу за безусловным лидером года - "Мастером и Маргаритой". Смотреть ее теперь можно в онлайн-кинотеатрах KION, Okko, Иви, Premier.