Трассу протяженностью 47,6 километра с разрешенной скоростью 110 километров в час построили всего за три года вместо шести, предусмотренных контрактом, который областная дирекция автодорог заключила с генподрядчиком в декабре 2021-го. В проект вложено 54 миллиарда рублей, в том числе 21,2 миллиарда из федерального бюджета.
Ежедневно на строительстве работало более тысячи человек, сооружая и переустраивая сложнейшие инженерные коммуникации. За три года было переработано 22 миллиона кубометров земли, уложено полтора миллиона квадратных метров дорожного покрытия, возведены четыре транспортных развязки, двенадцать мостов и путепроводов, включая экодук и почти 900-метровый мост через Томь. Все сделали в кратчайшие сроки. "Для нашего региона это одна из самых значимых строек последних десятилетий", - отметил губернатор Кузбасса Илья Середюк перед тем, как вместе с другими почетными гостями нажал на символическую кнопку. И еще они вспомнили, как все начиналось.
- Об этом объекте говорили много лет, были коллективные обращения жителей, что дорога городу очень нужна. Но она никогда не значилась ни в одних планах - ни в советское время, ни в нынешнее. Ни в одну федеральную программу этот объект не входил, - подчеркнул министр энергетики РФ, экс-губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. - И когда в 2021 году решение о строительстве было принято, нам предлагали сделать концессию. Но мы понимали, что все закончится огромным налоговым бременем для бюджета на пятнадцать последующих лет. Потому и решили строить, не используя этот механизм, а добавив к федеральным средствам деньги из областной казны.
Прибывший в Кемерово на торжественное открытие трассы зампредседателя правительства России Марат Хуснуллин напомнил, что решение строить кемеровский обход было принято в пандемию, когда экономическая ситуация в стране была сложнейшей. Парадоксальный случай: большую часть денег на участок федеральной трассы выделили из бюджета региона, доля государственного участия не превысила сорока процентов. Так реализовали проект, "один из лучших в России по соотношению "цена, качество, сроки"". Как сказал Хуснуллин, это то, к чему должна стремиться вся страна: чтобы от идеи до запуска любого объекта, за исключением сложнейших и уникальных, проходило не более тысячи дней. И дорожную карту нового нацпроекта "Инфраструктура для жизни" утвердили, исходя именно из этого принципа.
…Пока шла церемония, по новой трассе прошли сотни фур. В поток влились и грузовики с гуманитарной помощью для жителей Курской области. К слову, областной центр годами пропускал через себя по 17 тысяч машин в сутки. Надо ли объяснять, какая это нагрузка на экологию и дорожную сеть?
- Дорога облегчит жизнь кемеровчанам, ведь транзит теперь пойдет в объезд, - подчеркнул вице-премьер. - Но она имеет и огромное значение для всей страны как часть трассы "Россия" - от Санкт-Петербурга до Владивостока. У новой дороги и транспортное, и политическое значение. Сегодня наш основной товарооборот идет на Восток. И наличие такого обхода позволяет экономить время в пути и для транзитного транспорта, и для жителей Кемерова и Кемеровской области. В ближайшие шесть лет работа в этом направлении будет продолжена. По новому нацпроекту мы планируем до 2030 года построить пятьдесят обходов крупных населенных пунктов. Потому что от скорости передвижения пассажиров и грузов зависит развитие экономики. Дорога - это развитие страны, прогресс и движение вперед.
Проект бюджета Дорожного фонда уже направлен в Госдуму РФ и, как надеется Марат Хуснуллин, в ближайшее время будет утвержден. Все федеральные трассы, согласно планам, станут четырехполосными. Кстати, проезд по кемеровской объездной - участку Р-255 "Сибирь" - сделали бесплатным, хотя изначально рассматривались разные варианты.