Для недобросовестных ресурсников и коммунальщиков увеличат штрафы

В Госдуме подготовлен законопроект об увеличении штрафов для управляющих компаний, который был отправлен 22 октября на отзыв в правительство РФ. Он предполагает повышение суммы штрафов для нерадивых коммунальщиков в шесть раз.
Нерадивость жилищников ведет к увеличению числа коммунальных аварий.
Нерадивость жилищников ведет к увеличению числа коммунальных аварий. / Алексей Стригин / РГ

Авторы документа отмечают, что проведенный ВЦИОМ опрос показал: примерно половина граждан в России недовольны работой сферы ЖКХ. Проверки, проводимые сотрудниками Государственной жилищной инспекции, не решают проблему. Например, штраф за несоблюдение правил содержания и ремонта жилых домов сейчас составляет 5 тысяч рублей для должностных лиц и 50 тысяч - для организаций. За нарушение нормативов и режимов обеспечения людей коммунальными ресурсами предельная сумма штрафа составляет 10 тысяч рублей для должностных лиц, 50 тысяч рублей для компаний. Повторные нарушения караются штрафами в 30 и 100 тысяч рублей соответственно. Предлагаемый законопроект повышает штрафы в среднем от двух до четырех раз.

Эксперты, опрошенные корреспондентом "РГ", в целом не отрицают необходимость жестких санкций для УК за неисполнение своих обязанностей. Однако практически все они сходятся во мнении, что одними штрафами проблему не решишь.

- Без штрафов, конечно, не обойтись, - говорит член Мурманской ассоциации представителей объединений собственников помещений МКД Ирина Медведева. - Но необходимо понимать, что их уплата в конечном счете ляжет на плечи жильцов. А ведь эти расходы не заложены в тарифе на содержание и ремонт жилья. Значит, у жильцов просто будет меньше денег на то, чтобы содержать в порядке свой собственный дом. Да, нерадивые УК нужно наказывать. Но тогда следует, например, ужесточить порядок выдачи лицензий. Сейчас их может получить организация, которая ничего не имеет, кроме офисной мебели. Не учитываются ни опыт управления жилфондом, ни уставной капитал, ни численность персонала и его квалификация, ни парк техники. А процедуру отзыва лицензий, наоборот, стоит упростить, если уж мы говорим о реальных наказаниях.

Кроме того, необходим системный подход. Бессмысленно возлагать на управляющие компании всю ответственность за коммунальные неурядицы граждан, поскольку немалую лепту в них вносят ресурсоснабжающие организации, убежден Юрий Дунин, который 40 лет отдал работе в отрасли ЖКХ и последние 30 лет был руководителем Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области.

Эксперт приводит в пример ситуацию, которая произошла в одном из домов в поселке Мурмаши. Система отопления дома прошла всю подготовку к отопительному сезону и была принята комиссией. До того как заполнить систему отопления сетевой водой из котельной, управляющая компания провела ее лабораторный анализ и выяснила, что сетевую воду фильтрует не теплоснабжающая организация, хотя именно ей положено это делать, а сам дом. Почти все железо, находящееся в воде, остается на поверхностях элементов внутридомовой системы отопления, снижая эффективность и продолжительность ее работы. Кстати, именно эта вода шла и в систему горячего водоснабжения дома. Можно лишь представлять, какие эмоции вызывало ее качество у жильцов. Ясно, что виновата здесь отнюдь не УК.

- Абсолютное большинство теплоисточников не соблюдают параметры по водородному показателю, содержанию железа, кислорода и взвешенных частиц в сетевой воде, - подчеркивает Юрий Дунин. - Даже если УК доведет трубы и батареи в доме до идеала, некачественный теплоноситель быстро вернет их в первоначальное состояние. И сотрудники контролирующих органов обязаны обладать достаточной квалификацией, чтобы учитывать эти моменты и работать не только с управляющими компаниями, но и с ресурсниками. Хотя сегодня бывает наоборот - низкую температуру в квартирах любят объяснять, например, плохо утепленными окнами.

Без штрафов не обойтись. Но их уплата в результате ляжет на плечи жильцов

Правовые возможности для этого есть. В мае 2024 года Госдума приняла в третьем чтении закон об усилении ответственности для ресурсоснабжающих организаций за некачественную работу - грязную воду, отключение света и отопления зимой и другое. Согласно этому документу, при первом нарушении штраф для должностного лица составляет 5-10 тысяч рублей, на юрлиц - 30-50 тысяч, при повторном - 10-30 тысяч для должностных и 50-100 тысяч для юридических лиц.

Еще один распространенный пример, характерный для начала отопительного сезона. Жители шестиподъездной многоэтажки города Колы жаловались на низкую температуру в квартирах шестого подъезда. У жителей пяти подъездов при этом проблем не было. Диагностика системы отопления показала, что температура теплоносителя занижена на 10 градусов, а объем теплоносителя, поставляемого в шестой подъезд, ниже нормы в 2,5 раза. Причиной оказалась незаконная врезка в систему отопления, которую сделал владелец работающего в здании магазина. Как только врезку убрали, в квартирах подъезда сразу потеплело. Здесь, безусловно, есть недоработка УК, но и недогрев сетевой воды играет свою роль.

Налицо вывод: важны грамотный инструментальный контроль и диагностика. Здесь возникает проблема нехватки квалифицированных кадров, которую тоже не вылечишь штрафами. Например, нужно тщательно следить за показаниями общедомового прибора учета тепла - температурой теплоносителя, его расходом и давлением. Если, например, расход теплоносителя будет составлять 15 кубометров в час при норме 10 кубометров, то в результате возникнет перетоп, который обернется переплатой за тепло для жильцов. Далеко не у всех УК есть сотрудники, способные выполнять эту работу. Однако без нее не обойтись ни управляющим организациям, ни контролирующим органам, если они не желают превращать реальную заботу об интересах граждан в фикцию.