Рынок электромобилей сдерживает внутривидовая конкуренция

Продажи новых легковых автомобилей в Санкт-Петербурге в сентябре 2024 года показали самый лучший результат за последние два с половиной года. В то же время в сегменте электромобилей вектор последних месяцев оказался противоположным: продажи упали как в Петербурге, так и в целом по стране. Между тем рынок электромобилей справедливо считается одним из самых перспективных. Неужели он забуксовал?
Заправки электромобилей открываются даже во дворах
Заправки электромобилей открываются даже во дворах / Алексей Стригин

Нисходящий тренд в продажах электрокаров наблюдается еще со второго квартала 2024 года. По данным аналитического агентства "Автостат", в сентябре 2024 года продажи новых электромобилей в Петербурге снизились на 54 процента к сентябрю 2023 года. В масштабах страны снижение за тот же срок составило 28 процентов. "Российский рынок новых электромобилей в годовом сравнении снижается уже третий месяц подряд, что во многом объясняется высокой сравнительной базой", - комментируют аналитики.

Действительно, прошлогодний всплеск продаж нельзя игнорировать. Так, в Петербурге в 2023 году количество поставленных на учет электромобилей (961 штука) выросло в 4,5 раза по отношению к предыдущему году. Такой рост был обеспечен массовым ввозом китайских электромобилей. Впрочем, по мнению экспертов, даже без учета этого фактора говорить о кризисе в электромобильном сегменте явно преждевременно. Ведь по результатам девяти месяцев текущего года продажи электрокаров в Петербурге выросли к тому же периоду 2023 года на 61 процент (в целом по РФ плюс 60 процентов).

"Но динамика в течение года действительно сокращается. И главная причина - изменение правил ввоза электромобилей в Россию с 1 апреля нынешнего года, повлиявшее на рост их стоимости", - говорит автомобильный эксперт Денис Гаврилов. Напомним, с этой даты действуют новые правила расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС. Именно из этих стран в РФ в основном везут электромобили по параллельному импорту, поскольку иностранные производители не спешат официально выходить на российский рынок. По словам автоэксперта, после 1 апреля часть продавцов посчитала для себя невыгодным ввозить такие машины по новым ценам, не видя стабильного и прогнозируемого спроса в этом сегменте. Из-за этого предложение на рынке электрокаров сократилось и продажи снизились.

Как известно, внутривидовая борьба за существование - самая острая. В соответствии с этим правилом еще одним неблагоприятным для электромобилей фактором в этом году стало усиление конкуренции со стороны гибридных автомобилей. Для российских автолюбителей гибриды более понятны и предсказуемы, поскольку с ними нет риска остаться с разряженной батареей на полпути. Тенденцию уловили и производители локализованных в России моделей электрокаров, ведь их продажи пока не впечатляют.

"Например, бренд Evolute, планировавший выпускать минимум 10 тысяч электромобилей в год, за девять месяцев нынешнего года по всей стране реализовал чуть более 1000 электрокаров. И, что интересно, сейчас сделал ставку на новую гибридную модель", - отмечает Денис Гаврилов.

Мощным сдерживающим фактором является и то, что в России пока не сложилась культура владения электромобилем, как в ряде европейских и азиатских стран, Китае и США, хотя такой автомобиль и перестал быть диковиной, особенно в столицах. Однако стимулирование граждан к приобретению электрокаров остается фрагментарным и не приобрело комплексный характер. "К тому же на рынке нет доступных по цене машин из этого сегмента. В основном они относятся к премиальному, то есть не к массовому, классу", - подчеркивает Денис Гаврилов.

Сегодня достаточно дорогой электромобиль чаще всего приобретается состоятельными людьми в качестве второй, а то и третьей машины в семью. Помимо ограниченности этого рынка, такой социальный состав покупателей не способствует развитию полноценной зарядной инфраструктуры в городской застройке, в том числе появлению специальных хабов, где можно с пользой проводить время, пока машина заряжается. Нынешние владельцы электромобилей обходятся без этого, заряжая их рядом со своими загородными домами.

В России пока не сложилась культура владения электромобилем

В то же время будет грубой ошибкой считать, что все, кто хотел приобрести электромобили в России, уже это сделали. А раз так, то в ситуации дорожающего импорта хорошие перспективы открываются перед российскими производителями. Ранее они ориентировались в первую очередь на корпоративных клиентов, но ситуация меняется. Как отмечает собеседник "РГ", в настоящее время в России заявлено несколько проектов по выпуску электромобилей полностью отечественной разработки. Но пока ни один из них не вышел в серийную продажу: это перспектива как минимум двух-трех лет.

Справка "РГ"

По данным агентства "Автостат", на 1 июля 2024 года в России насчитывалось свыше 90 тысяч "чистых" электромобилей и гибридов (в соотношении 56 на 44 процента). Вместе они составляют 0,19 процента от всего парка легковых автомобилей. Каждый третий электромобиль в России - японской марки, но по ввозу новых лидирует китайский бренд. Продолжается производство электромобиля "Москвич 3е". АвтоВАЗ начал выпуск электромобиля Lada e-Largus. Идут испытания электрической версии седана Lada Aura. В следующем году планируется начать производство электромобиля "Атом". А уже выпускаемые на заводе "Автотор" в Калининграде электрокары "Амберавто А5" теперь можно приобрести на маркетплейсе Wildberries.