С инициативой выступил губернатор Севастополя Михаил Развожаев при обсуждении бюджета города на будущий год.
- Сосредоточьтесь на задаче по учету резидентов и нерезидентов в транспорте с точки зрения тарифа. Наши расходы на льготные категории обязательны, но мы должны сбалансировать экономику, - поручил он подчиненным.
Идея вызвала волну возмущения в соцсетях.
"Это нарушение принципа равенства прав и свобод человека. Осталось за вдыхание севастопольского воздуха начать деньги брать", - пишут одни.
"Проще поднять цену, чем навести порядок с льготниками. Каждый второй не платит за проезд", - считают другие.
"А как же жители Республики Крым? Многие работают в Севастополе, они тоже будут платить больше в транспорте?" - негодуют третьи.
Чиновники объяснили, что городскому бюджету дорого обходится проезд льготников: на 2025 год заложено 1,1 миллиарда рублей. Также город тратит крупные суммы на сдерживание роста тарифа в общественном транспорте. В 2023 году на компенсацию разницы в тарифах перевозчикам было направлено 1,4 миллиарда рублей, на 2024-й предусмотрено почти два миллиарда. Эти расходы городские власти и хотят частично погасить за счет приезжих и туристов.
Как пояснил вице-губернатор Севастополя Павел Иено, разница между действующим тарифом и экономически обоснованным составляет около 50 процентов. То есть горожанам пришлось бы платить за проезд не 30, а 60 рублей, если бы город не компенсировал разницу. Маршруты выставляют на конкурс, указывая при этом сумму, которую город готов доплачивать за перевозки. При расчете учитывается пассажиропоток, пробег и другие факторы.
По мнению Михаила Развожаева, такой подход несправедлив, ведь город оплачивает 50 процентов стоимости проезда не только севастопольцам, но и туристам. Поэтому пассажиров и намерены разделить на резидентов и нерезидентов, чтобы сократить расходы.
Технически это сделать довольно просто. Городской транспорт Севастополя с 2018 года перешел на безналичную оплату. Появилась единая городская карта Севастополя (ЕГКС) - аналог московской "Тройки" и петербургского "Подорожника". Чтобы новинка прижилась, стоимость проезда по ЕГКС сделали на 30 процентов меньше, чем при оплате наличными. Также в транспорте можно расплачиваться картой "Мир" и смартфоном. Сейчас проезд при оплате картой стоит 30 рублей, а наличными - 35. В 2023 году более 90 процентов пассажиров общественного транспорта в Севастополе воспользовались безналичным способом оплаты.
Местные жители через МФЦ смогут привязать свои банковские карты к электронной системе оплаты проезда. Тариф для них будет ниже. Такой способ уже опробовали в этом году, когда льготников перевели с ЕГКС на банковские карты "Мир". Граждане приходили в МФЦ, писали заявление, их карту вносили в базу данных, и валидаторы в транспорте начинали считывать с них бесплатные поездки. Одно неудобство: льготникам нужно возить с собой паспорт на случай, если в транспорте будет контролер.
Согласно местному законодательству, правом на бесплатный проезд в Севастополе пользуются 22 категории граждан, это около 130 тысяч человек. Льготники совершают чуть меньше половины всех поездок в общественном транспорте.
По данным правительства Севастополя, в 2023 году пассажиропоток в городских автобусах, троллейбусах и катерах превысил 94 миллиона человек, 44 миллиона поездок совершили льготники. Правом на бесплатный проезд воспользовались более 127 тысяч севастопольцев.
Еще одна особенность Севастополя в том, что почти все маршруты общественного транспорта работают по единому регулируемому тарифу, где стоимость проезда устанавливают власти города. Исключение составляют лишь несколько сезонных маршрутов до пляжей. А с 2024 года на единый городской тариф перевели и все пригородные автобусы.
Такая система более справедлива по отношению к жителям удаленных микрорайонов и сельской зоны. Однако бюджету она обходится в копеечку, так как приходится компенсировать разницу в тарифах. С 2024 года эти расходы существенно выросли за счет введения единого тарифа в городе и пригороде, а также роста цен на топливо, обновление, обслуживание и ремонт автопарка.
Чтобы сократить расходы, город мог бы пересмотреть подход к праву на бесплатный проезд. Например, давать эту льготу, как и многие другие виды господдержки, по принципу нуждаемости. Если у человека низкий доход, то он имеет право на бесплатный проезд. Также можно ограничить число поездок по льготному абонементу. Вопрос уже поднимали в Заксобрании Севастополя, но до реальных предложений пока не дошло.
Александр Кашин, руководитель севастопольского отделения общероссийской организации "Городские реновации":
- Идея не принесет ничего хорошего, мы только потеряем туристов. Нужно создавать для них комфортные условия, чтобы они хотели приезжать в Севастополь. Сейчас и так есть проблемы с логистикой, аэропорт закрыт, билеты на поезд стоят дорого, достать их сложно. Туристы должны понимать, что их ждут здесь не только для того, чтобы на них заработать. А в итоге люди поедут в другие города Крыма, где не будет разделения на своих и чужих. Я с таким отношением не сталкивался ни в одном городе. Даже наоборот, в Москве есть транспортные карты, которые позволяют туристам платить меньше за проезд. Нужно искать другие способы пополнить бюджет. Например, есть хорошая инициатива в Челябинске, где на пассажирских автобусах стали размещать камеры фотовидеофиксации. Это не только сократит число нарушений на дорогах, но и принесет доходы транспортному предприятию. В Севастополе на дорогах не хватает контроля, особенно над соблюдением правил парковки и выезда на выделенную полосу для общественного транспорта.