Россияне стали активнее сдавать одежду в секонд-хенды и на переработку

Все больше россиян сдают свою ненужную одежду для секонд-хендов и на переработку, отмечают в фондах, точках сбора вторсырья и владельцы боксов для одежды. Эксперты считают, что после снижения интереса к этой теме в 2022 году сейчас ее стимулирует появление все большего количества мест для сбора и регулярное информирование.
Владимир Вяткин/РИА Новости

Компания Ecoplatform обратила внимание на этот тренд еще весной, по их подсчетам с января по май 2024 года россияне сдали в боксы более 180 тонн текстиля, и это в 10 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как рассказали "РГ" в компании, с июня по октябрь собрано еще 317 тонн текстиля. И цифры каждый месяц растут: если с мая по июль сдавали примерно 53 тонны в месяц, то осенью это уже по 70-80 тонн.

"Сеть боксов "Не просто вещь" расширяется каждую неделю - спрос на боксы постоянно повышается, увеличиваются объемы текстиля, пригодного к повторному использованию и переработке. На сегодня проект заключил партнерские соглашения с уже более 10 компаниями", - говорит управляющий директор сети "Не просто вещь" (проект компании Ecoplatform) Алексей Погорелец.

Старую одежду можно сдать на переработку, а взамен получить скидку на покупки на маркетплейсах или на образовательные курсы

Собранный текстиль проходит сортировку и осмотр: одежда в хорошем состоянии может быть использована повторно, а остальные вещи передаются на переработку. Операторы взвешивают и сортируют каждый сданный мешок, чтобы начислить вознаграждение пользователям. За один килограмм одежды пользователь получает 250 бонусов в приложении компании, которые можно потратить на скидки на маркетплейсах, образовательные курсы или сделать пожертвование в благотворительный фонд.

В фонде "Второе дыхание" пока подсчитывают итоги прошло года, и там тоже видят тренд на рост - сбор вещей увеличился на 13%, а также выросло на 27% количество людей, которым фонд смог помочь вещами.

Как рассказал "Российской газете" сооснователь экоцентра "Сборка" Сергей Тушев, в центре фиксируют увеличение сбора одежды на всех локациях в Москве. "За год объем вырос в несколько раз, люди очень активно несут нам свои вещи, чтобы дать им вторую жизнь", - отмечает он.

Но во всех точках приема есть правила по сдаче одежды. Например, нужно постирать вещи, так как сотрудники сортируют ее вручную. У каждого второго волонтера есть история про то, что он нашел в одежде плесень или какие-то страшные пятна, после которых одежду можно только выкидывать. При этом если пятно не отстирывается, то вещь все равно можно сдать, в таком случае ее просто отправят на переработку. Также нигде не принимают нижнее белье, носки и колготки. Редко в пунктах принимают неносибельные вещи из меха или кожи, обувь, сумки и аксессуары.

Важная деталь: в боксы почти всегда просят сдавать вещи в завязанных пакетах, чтобы они случайно не испачкались. И не забывайте проверять карманы перед сдачей одежды, чтобы случайно не остаться без банковских карт или ключей от квартиры.

Как отмечает доцент кафедры ЮНЕСКО "Зеленая химия для устойчивого развития" РХТУ им. Д.И. Менделеева Сильвия Гоманова, в последнее время значительно увеличилось количество контейнеров по сбору одежды в общественных местах: во дворах, пунктах выдачи маркетплейсов, магазинах одежды, на вокзалах.

"В 2022 году компании по сбору одежды говорили, что люди стали гораздо меньше сдавать одежду. Сильно снизились объемы. Сейчас же появилось много новых магазинов одежды, происходит восстановление потребительских настроений. Думаю, появилась какая-то уверенность, стали меньше экономить. Так что, во-первых, это может говорить о повышении благосостояния (больше одежды, больше отходов). Во-вторых, сейчас стало больше информации об отходах у населения, в том числе об одежде. В-третьих, стало значительно больше инфраструктуры по сбору именно одежды", - говорит Гоманова.

Собранную одежду могут отдать нуждающимся, переработкать на тряпки или отправить в секонд-хенд. Кстати, в России, а особенно в Москве, открывается все больше винтажных, ресейл, а также секонд-хенд магазинов. Теперь вторичную одежду хотят покупать люди в возрастном разбросе - от зуммеров до пенсионеров. И не всегда дело в низкой стоимости изделий. Опрос "Авито" подтверждает, что в России сейчас увеличивается и спрос на б/у вещи. По их данным, 40% молодежи относятся к покупке использованных вещей позитивно, причем чаще именно жители городов-миллионников (51%). Негативное отношение к этой тенденции выразили лишь 7% россиян в возрасте от 18 до 24 лет. Ресейл-платформа для продажи и покупки вещей люксовых брендов Second Friend Store заработала 88 млн рублей в первой половине 2023-го, что больше их дохода за весь 2021 год. За первые 7 месяцев 2022 года объем покупок в российских секонд-хенд-магазинах вырос в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом.

И это уже мировой тренд, отчет ThredUP за 2023 год показал, что мировой рынок вторичной одежды вырос на 18%, достигнув 197 млрд долларов. Объемы онлайн-продаж секонд-хенда выросли на 23%. Более половины опрошенных в 2023 году хотя бы раз покупали одежду или аксессуары, бывшие в употреблении. Среди них 65% составили люди в возрасте от 12 до 43 лет. Причем 50% зумеров и миллениалов заявили, что будут чаще покупать одежду в секонд-хенд-магазинах в будущем.