Сейчас на объектах, попавших в поле внимания "фронтовиков", активно фрезеруют растрескавшееся полотно и укатывают верхний слой асфальтобетона повторно. Нижний был уложен еще летом, но завершить ремонт при сухой и теплой погоде помешало отсутствие материала. У СОГБУ "Смоленскавтодор" такие ситуации возникали и ранее, но выводов, судя по всему, сделано не было.
- Работы приостанавливали почти на три месяца. Гагаринский филиал учреждения получил смесь дробленого песка сомнительного качества. На местный асфальтобетонный завод ее попросту не приняли. Соответственно, верхний слой покрытия делать было не из чего. Не принятый на баланс материал лежал до октября. Затем часть его перевезли на завод в Сафонове, где был изготовлен асфальтобетон, который стали укладывать в рамках нацпроекта на 11-километровом участке дороги Карманово - Петушки - граница Московской области (цена контракта - 172 миллиона рублей), - рассказал "РГ" член регионального штаба Народного фронта, модератор тематической площадки "Безопасные качественные дороги" Николай Яров. - Расстояние от завода до места производства работ - примерно 187 километров. Температура воздуха была около семи градусов. Нетрудно предположить, что асфальт приходил остывшим. На некоторых отрезках работы велись без перегружателя. В итоге покрытие получилось неоднородным. Даже после уплотнения на нем видны многочисленные продольные трещины, комки асфальта легко раскрошить пальцами. Представьте, что будет, когда по нему поедут лесовозы!
Эксперт пояснил, что проблема с качеством асфальта может корениться в сильной запыленности исходного материала. При таком раскладе сложно подобрать правильный рецепт. На разных участках одной дороги состав асфальтобетона отличался.
- Рецепт скорректировали, но, увы, на дороге есть волны и трещины, местами верхний слой уже разрушается. Кое-где края асфальта у обочин рассыпаются, - добавил Яров.
По его словам, похожие проблемы наблюдаются и на участке автодороги Петрецово - Саматы в том же Гагаринском районе. Стоимость работ с авторским надзором от "Смоленскавтодора" - около 47 миллионов рублей. В начале октября ОНФ проверял этот объект и указывал на нарушения. В итоге на поврежденном участке длиной около 1500 метров (всего ремонту подлежит 3,3 километра) срезали не пролежавший и месяца верхний слой, что привело к дополнительным расходам на уровне 12 миллионов рублей.
"Устройство асфальтобетонного покрытия производится в соответствии с требованиями нормативных документов. При обнаружении каких-либо недочетов дорожная организация устраняет их до ввода объекта в эксплуатацию за счет средств от коммерческой деятельности", - заверили в "Смоленскавтодоре".
- Беда в том, что пока переделают только один отрезок, а трещины и волны есть и на других. Недавно мы осматривали дорогу Ромоданово - Ляпино - Станки, где до конца октября должны отремонтировать несколько участков за 47 миллионов рублей. Впечатления такие же: сомнительное качество материала, сложности с подбором рецепта, отсутствие перегружателя (особенного необходимого при прохладной и сырой погоде). Верхний слой здесь продержится не дольше года, если все оставить как есть... - подчеркнул эксперт ОНФ.
Он также обратил внимание на то, что от асфальтированной дороги отходят грунтовки к деревням и после замены полотна съезды и примыкания кое-где становятся для автомобилей труднопреодолимыми. Кроме того, из общей суммы, выделенной на ремонт этой дороги, семь миллионов предназначено на благоустройство. В него входит установка бордюров и остановочных павильонов, а также другие работы, которые еще не проведены.
В текущем году в Смоленской области по нацпроекту нужно отремонтировать 290 километров дорог и три моста. Примерно пятую часть поручили бюджетному учреждению. Кассовое исполнение работ по его объектам, по словам Ярова, составляет чуть более 42 процентов: "Многие участки придется фрезеровать, чтобы заново укладывать верхние слои дорожной одежды. До сих пор не сдан ряд объектов из программы прошлого года - в Темкинском (Власово - Федотково) и Духовщинском районах. Выполнить работы надлежало до 1 сентября".
Как сообщили в СОГБУ "Смоленскавтодор", фактически сделано 92 процента от объема 2024 года и 93 процента - по прошлогодним объектам. Напомним, в срок выполнить некоторые контракты на ремонт дорог по нацпроекту в 2023-м не удалось.
Николай Яров, член регионального штаба Народного фронта, модератор тематической площадки "Безопасные качественные дороги":
- По нашему мнению, в "Смоленскавтодоре" был принят ряд некомпетентных управленческих решений, что привело к несвоевременной закупке материалов, нерациональной логистике при доставке щебня и асфальта на объекты, сдвигу в сроках проведения работ на глубокую осень. Надеемся, что компетентные органы проверят информацию и при наличии оснований отреагируют. Мы обратились к губернатору Смоленской области: считаем, что ситуация с дорожным нацпроектом показывает системные проблемы, которые нужно незамедлительно решать.