Как подчеркнул заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов, само по себе размещение рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги не является нарушением. Но важнейшим признаком законности установки рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги является отсутствие угрозы безопасности дорожного движения.
В данном деле Верховный суд РФ отметил, что рекламная конструкция в виде арки, размещенной над всей проезжей частью автомобильной дороги, не соответствует требованиям технических регламентов и несет угрозу безопасности дорожного движения.
"Ввиду указанного, владельцам рекламных конструкций необходимо учитывать, что даже выдача уполномоченным органом разрешения на рекламную конструкцию в границах полосы отвода автомобильной дороги и наличие в схемах размещения рекламных конструкций возможности такого размещения не гарантирует риска последующей отмены такого разрешения, - говорит Никита Филиппов. - Владельцам рекламных конструкций следует превентивно анализировать требования технических регламентов о безопасности дорожного движения, чтобы не понести в будущем убытки, связанные с признанием рекламных конструкций незаконными и их демонтажом".
По его словам, подобные споры появляются с завидной периодичностью. Очень часто основанием для исков со стороны государственных органов служат обращения и жалобы, в том числе со стороны конкурентов рекламного рынка, которые таким образом пытаются получить соответствующие преимущества, говорит адвокат. Еще одна частая проблема связана с разграничением полномочий между муниципалитетами, владельцами земельных участков в границах автомобильных дорог и владельцами самих автомобильных дорог по вопросам размещения рекламной конструкции и получения необходимого согласия для такого размещения.
Если при размещении рекламной конструкции на фасадах зданий или отдельном земельном участке, например, достаточно заключить договор с собственником такого здания и получить разрешение на размещение рекламной конструкции, то в отношении автомобильных дорог все гораздо сложнее. "Предусматривается возможность размещения рекламных конструкций на условиях сервитута, а сами соглашения об установлении сервитутов заключаются по согласованию с государственным органом или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, - рассказывает Никита Филиппов. - Сумятицу в эти отношения вносит и имеющаяся правовая коллизия. Ранее владельцы рекламных конструкций часто были вынуждены платить как по договору о размещении и эксплуатации рекламной конструкции, так и по соглашению об установлении соответствующего сервитута. Но сейчас такая практика уже не применяется".
У водителей, естественно, возникают резонные вопросы: можно ли пожаловаться, например, на рекламный плакат с красивой девушкой? Она ведь отвлекает. Есть ли какие-то особые требования к рекламе у дорог и над дорогами, чтобы она не отвлекала, не мешала водителям и не провоцировали ДТП?
"Да, такие требования есть, - говорит Никита Филиппов. - Например, наружная реклама не должна ослеплять участников движения, в том числе, отраженным светом, ограничивать видимость и мешать восприятию водителем дорожной обстановки, иметь сходство с дорожными знаками, светофорами и другими техническими средствами организации дорожного движения, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта. Существуют ограничения и по размещению рекламных конструкций (например, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, на железнодорожных переездах и т.п.). Кроме того, такая реклама, как и любая иная, должна соответствовать общим требованиям Закона о рекламе, например, реклама должна быть добросовестной и достоверной, не содержать информацию порнографического характера, нельзя демонстрировать курение или потребление алкогольной продукции".
Если рекламой, изображенной на рекламной конструкции, нарушаются требования Закона о рекламе, то жаловаться необходимо в территориальные управления Федеральной антимонопольной службы. Если же сама рекламная конструкция размещена без разрешения или находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует техническим требованиям - необходимо обращаться в местную администрацию, которая уполномочена выдавать предписания об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций и их демонтаже. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел уполномочены рассматривать протоколы об административных правонарушениях по фактам нарушения требований к установке или эксплуатации рекламной конструкции (статья 14.37 КоАП РФ), размещения рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (статья 14.38 КоАП РФ).
"Но, возможно, проблему можно решить быстрее и проще, если обратиться к самому владельцу рекламной конструкции, - говорит адвокат. - Добросовестные компании обычно сразу реагируют на подобные обращения, поскольку ответственность за нарушения в сфере законодательства о рекламе довольно чувствительна. Это могут быть как значительные штрафы, так и аннулирование самого разрешения, что часто даже болезненнее, чем выплата штрафа".
Еще один любопытный вопрос: если ДТП случилось из-за того, что водитель отвлекся на ненадлежащую рекламу, должен ли кто-то отвечать кроме водителя? "Это крайне редкая категория споров, - отвечает адвокат - Водитель транспортного средства, являющегося владельцем источника повышенной опасности, как непосредственный участник дорожного движения, должен внимательно следить за дорожными знаками и разметкой, в точности соблюдать правила дорожного движения. Если же водителю все же удастся доказать техническую невозможность избежать ДТП, а также причинно-следственную связь между дорожным происшествием и несоблюдением требований к рекламной конструкции, то взыскать ущерб можно с владельца рекламной конструкции".