Как рассказал один из авторов принятого закона, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, с 2006 года "дачной амнистией" воспользовались более 15 миллионов заявителей, однако возникли вопросы, потребовавшие более детальной и глубокой проработки.
По прежним правилам для регистрации хозяйственных построек на дачных участках - бань, сараев, летних кухонь - требовались выполнение кадастровых работ, подготовка декларации об объекте и так далее.
Теперь, по словам Павла Крашенинникова, сведения о таких объектах будут вноситься в Единый государственный реестр недвижимости на основании техпаспортов или оценочной документации. При этом необходимо соблюдать следующие условия: до 1 января 2013 года постройки были учтены в техническом или государственном реестре домовладения, а также у человека должно быть право на соответствующий земельный участок.
Во втором блоке закона речь идет об упрощении порядка регистрации домов, поделенных для проживания нескольких семей.
"В 1960-1970-х годах зачастую людям предоставляли дома под одной крышей и с общей стеной. У каждой части дома свой отдельный вход, своя организация пространства и свои хозяева, - рассказывает Павел Крашенинников. - Сегодняшняя проблема заключается в том, что у таких домов единый земельный участок, общая стена и общие коммуникации, в связи с чем есть определенные проблемы в регистрации прав собственности".
Закон распространяет упрощенный механизм на двухсемейные дома блокированной застройки, возведенные до 14 мая 1998 года.
Особо подчеркивается: положения закона не распространяются на самовольные постройки, которые признаны таковыми по решению суда.
В свою очередь, в Росреестре пояснили, что под хозяйственными постройками понимаются вспомогательные объекты: это сараи, бани, погреба, летние кухни, колодцы, навесы и другие хозяйственные постройки на дачных участках. На коммерческие объекты упрощенные правила не распространяются.
"Сегодня многие вспомогательные объекты не зарегистрированы, в том числе из-за временных и финансовых затрат граждан, - сообщил статс-секретарь - заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий. - В частности, для их оформления в настоящее время требуется выполнить кадастровые работы, подготовить декларацию об объекте и осуществить государственную регистрацию прав".
По его словам, закон упростит процедуру, позволив оформить такие постройки на основании старых документов технической инвентаризации, за которые граждане уже когда-то заплатили.
"Например, это может быть технический паспорт домовладения, ранее выданный БТИ, - говорит Алексей Бутовецкий. - На основании этого документа и документа о правах на землю у граждан возникнет право собственности в силу закона. А граждане сэкономят время и средства на кадастровых работах и уплате государственной пошлины. В этом принципиальная разница уже имеющегося и предложенного подходов".
Эксперты подчеркивают: речь идет о регистрации именно капитальных строений - тех, что имеют фундамент и, так сказать, прочную связь с землей, которые нельзя перенести без причинения ущерба и которые сделаны из цельного материала, а не из сборных частей. Например, сооружение из бетона нельзя разобрать на части и сложить заново, такая постройка капитальная, и ее нужно регистрировать. Если же это сборная конструкция, к примеру, теплица, то она регистрации в Едином госреестре недвижимости не подлежит. При этом в законе оговорено, что некапитальные хозпостройки также принадлежат владельцу земельного участка.
Чаще всего вместе с жилым домом граждане регистрируют права на капитальные гаражи, бани и различные пристройки для животных, отмечали ранее в Росреестре. Разборные теплицы, беседки и навесы, уличные душевые кабины и туалеты, а также другие негабаритные сооружения можно ставить на своем участке без постановки на кадастровый учет и регистрации прав на них.
Зарегистрировать по предусмотренной законом схеме права на другие типы капитальных построек (например, на коммерческий объект) не получится, подчеркивают в Росреестре. Также нельзя воспользоваться новым механизмом, если нет прав на земельный участок или если ранее объект признали самовольной постройкой.
Еще одно новшество - упрощение оформления прав на дома блокированной застройки. Изменения касаются домов на две (и не более) семьи с единой стеной. В России, по данным Росреестра, более 66 тысяч таких зданий, построенных в период с 1850 по 1999 годы, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы. До сих пор жители таких домов могли оформить свои права на здание и участок под ним только в судебном порядке. Теперь же они смогут сделать это в упрощенном порядке, по дачной амнистии, как и их соседи из "одноквартирных" индивидуальных домов.
Если каждая часть блокированного дома считается отдельной квартирой, то за хозяевами сохраняется право собственности на участок под домом. Сейчас, поясняют в Росреестре, им, чтобы оформить земельный участок, нужно обращаться в органы власти за предоставлением такого участка и проводить кадастровые работы для его образования. Закон исключает эту необходимость. У граждан сохранится право общей долевой собственности в случае, если раньше блоки были оформлены как квартиры, и им не понадобится приобретать такой земельный участок за плату в собственность или в аренду.
Стоит добавить, что регистрация недвижимости делает ее легальной и "видимой" госорганами, что, например, позволяет учесть ее наличие при изъятии участка для государственных нужд. В то же время это влечет обязанность платить за постройки имущественный налог.
"После регистрации имущества придется платить за него имущественный налог, но это для домохозяйств сумма незначительная - 0,1% от стоимости", - говорит президент СРО "Региональная ассоциация оценщиков", профессор НИУ МГСУ Кирилл Кулаков. Но при этом, подчеркивает он, все объекты на земельном участке будут узаконены, что повышает комплексную стоимость участка и строений в случае его продажи.