Сразу можно оговориться, что речь не идет о снятии санкций с российских проектов СПГ, пока это маловероятный сценарий. Дело в том, как поведет себя будущий президент Америки в отношении производства и экспорта газа в США и как будет выстраивать отношения с другими странами - крупнейшими потребителями газа. В первую очередь с Китаем и Евросоюзом.
Первый момент лежит на поверхности. Действующий президент Джо Байден и демократы пришли к власти, используя среди прочего "климатическую повестку", но это не помешало добыче и экспорту нефти и газа в США вырасти в 2024 году до рекордного уровня. Причем растущий экспорт СПГ стал влиять на газовые цены внутри страны. Ну и совсем забывать о своих предвыборных обещаниях в США нельзя. Были приняты меры.
Как поясняет директор по исследованиям "Имплемента" Мария Белова, в начале этого года администрация Байдена приостановила выдачу новых экспортных лицензий проектам строительства заводов СПГ. Сейчас ведется оценка влияния таких проектов на экономику и экологию, которая может занять до двух лет.
Под вопросом оказалось попадание на мировой рынок в период 2025-2027 годов около 60 млн тонн СПГ (около 83 млрд кубометров). В первую очередь, на них рассчитывала Европа. Страны Старого Света в этом году ежемесячно ставят антирекорды по потреблению газа, но при этом наращивают весь его возможный экспорт из России как по трубопроводам, так и СПГ. Это явно указывает, что если США продолжат держать ЕС на голодном газовом пайке, то полностью прекратить импорт российского газа в 2027 году, как запланировано, Европе будет очень сложно. Как и отказаться от транзита нашего газа через Украину уже в следующем году.
Впрочем, переоценивать запрет Байдена на выдачу экспортных лицензий новым СПГ проектам тоже не стоит. Как отмечает Белова, параллельно это решение оспаривается представителями экспортирующих СПГ штатов и конгрессменами-республиканцами. Более того, летом окружной судья США Джеймс Кейн заблокировал данное решение текущей администрации, как "выходящее за рамки ее полномочий". Другими словами, это решение может быть отменено вне зависимости от результатов выборов.
При этом по мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, быстрого влияния на производство и экспорт американского СПГ выборы не окажут. Хотя вероятно, в случае победы республиканец Дональд Трамп сразу же отменит мораторий на выдачу разрешений на экспорт новым проектам. Но этот вопрос в любом случае не касается поставок в этом году или в ближайшем будущем.
Эксперт считает, что итоги выборов могут оказать влияние на внешнюю политику США в среднесрочной перспективе, а значит, затронуть и газовую сферу. Ключевой вопрос тут - дальнейшая динамика конфликта на Украине, вопрос с транзитом газа и введения или не введения новых санкций против России.
США могут вводить санкции против российского газа, совершенно не боясь за свою экономику, но этого никак нельзя сказать о Европе. Можно вспомнить, как вяло реагировал газовый рынок США на рост котировок "голубого топлива" в ЕС в 2022 году. Да, цены подросли, потребители были недовольны, но в тот период, когда в ЕС котировки превышали 2000 долларов за тысячу кубометров, в США они ненадолго выросли выше 350 долларов за тысячу кубометров. Поэтому смягчения санкционного режима со стороны США не будет при любом исходе выборов.
Как отмечает Белова, оба участника предвыборной гонки в США после своего избрания, скорее всего, будут способствовать усилению роли США на мировом рынке газа, в том числе прибегая к методам нерыночного регулирования. Поскольку российская СПГ-отрасль имеет достаточно амбициозные планы развития, а наши проекты являются конкурентоспособными на основных рынках сбыта, США продолжат усиливать давление, используя не только инструментарий адресных санкций, но и, возможно, вторичные санкции.
Но вот как поведут себя эти самые рынки сбыта, будет во многом зависеть от того, кто станет президентом США. Придет демократ Камала Харрис, по-видимому, продолжится существующий курс. И сохраняться риски более медленного, чем ранее ожидалось, роста предложения СПГ из США. Прожить совсем без газа Европа не сможет, ей и так придется приготовиться к прекращению транзита через Украину в 2025 году, а это минус 15 млрд кубометров газа. Значит, в отношении нашего СПГ Европе придется лавировать между экономической выгодой и давлением из-за океана.
Если придет республиканец Трамп, то отношения ЕС и США могут подпортиться. Он редко обращал внимание на союзников, тем более слабых. И здесь возможны разные варианты, вплоть до сохранения в каком-то виде поставок российского газа через Украину по инициативе отдельных европейских стран или серого импорта в ЕС российского СПГ с подсанкционных проектов.
Но более всего возвращение Трампа в Белый дом может ударить по и так непростым отношениям США и Китая. Если начнется очередная торговая война Пекина и Вашингтона вероятность, что Россия и Китай согласуют контракт на поставку газа и начнут многократно откладываемое строительство газопровода "Сила Сибири-2" (мощностью до 50 млрд кубометров в год) резко возрастет. Переговоры затягиваются. Контракта нет - не начинается строительство газопровода. Не исключено, что Китай не хочет обострять противоречия с США, поскольку не заметить такой мегапроект в Вашингтоне не смогут. Но если отношения подпортят сами США, то Китаю не будет никакого смысла отказываться от выгодного предложения. Газ Поднебесной нужен, а дешевый газ - вдвойне.