Эксперты рассказали, почему Ozon отменяет постоплату

С 1 ноября Ozon приостановит постоплату для большинства товаров. Эксперты полагают, что новое правило в первую очередь было принято для сокращения логистических издержек.

Исключением станет категория fashion, в которую входят одежда, обувь, ювелирные изделия, аксессуары, спортивное снаряжение и т.п. В данном случае опция постоплаты пользуется популярностью среди клиентов.

"В остальных категориях с 1 ноября приостанавливаем опцию - заказ нужно будет оплатить при оформлении", - заявили в пресс-службе маркетплейса.

Там отметили, что при покупке fashion-товаров потребители используют постоплату в два раза чаще, чем для остальных категорий. Покупатели же других категорий товаров редко обращались к постоплате, когда она была доступна.

При этом пользователи, оформившие заказ с постоплатой до 31 октября включительно, еще успеют оплатить их в пунктах выдачи при получении.

Что касается возврата уже оплаченного товара, то правила остаются прежними. Вернуть покупку можно, если она, в частности, оказалась подделкой, была доставлена без части комплекта, плохо работает или имеет следы использования.

"При возврате мы вернем деньги и баллы после получения и проверки товаров. Деньги за каждый из товаров и доставку возвращаются отдельно", - говорится на сайте маркетплейса.

Главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов считает, что исключение для обуви и одежды сделано потому, что эта категория не имеет строгой стандартизации размерности: например, брюки одного размера могут отличаться не только от страны к стране, но и от производителя к производителю. Обязательная предоплата отпугнула бы от покупки пользователей, которые заказывают сразу несколько размеров, но не имеют на карте суммы сразу за несколько товаров на момент заказа.

Касаемо других категорий, эксперт думает, что компания убрала для них постоплату потому, что, во-первых, покупатели часто не заготавливают нужную сумму на счете маркетплейса.

"Сам наблюдал ситуации в очереди, когда денег для списания со счета для оплаты покупок у покупателя не хватало, после чего он впадал в растерянность, потому что "а на карте у меня больше денег нет" и предлагал сотруднику пункта самовывоза "доплатить недостающее наличными". Это технически невозможно", - сказал Харитонов.

Во-вторых, некоторые делают импульсивные покупки, после чего отменяют заказы, если за них еще не списались деньги с дебетовой карты.

Также существует целый класс частных лиц-перекупщиков. Они мониторят акции, резервируют огромное количество товара, после чего создают объявления и ищут покупателей, пока товар едет в пункт выдачи. Если они не найдут покупателей, то не станут забирать заказ, в то время как маркетплейс и продавец понесут убытки из-за расходов на логистику, добавил эксперт.

"Очень большое количество товаров люди не оплачивают и потом не забирают. На логистику уходит огромное количество денег. Предоплата же заставляет людей более тщательно относиться к выбору и заказу товаров", - объяснил генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Тем более что логистика становится все дороже - расходы только на бензин растут, уточнил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Убытки надо сокращать, особенно в наше время, поэтому предоплата - это правильный подход", - отметил он.

Напомним, что в августе Яндекс Маркет ввел сервисный сбор для пользователей - 20 рублей за один заказ.