За девять месяцев этого года российские авиакомпании перевезли 86,2 млн пассажиров. Из них три четверти - по внутренним маршрутам (65,9 млн) и четверть - по международным (20,3 млн), но наибольший прирост пассажиропотока дали именно полеты за границу. По сравнению с январем - сентябрем прошлого года показатель вырос на 21,5%, тогда как по внутренним рейсам прирост оказался почти в десять раз меньше - 2,2%. В сентябре динамика еще показательнее - 20% против 1,7%.
Рост пассажиропотока на внутренних авиалиниях Росавиация объясняет развитием инфраструктуры аэропортов. Международные же перевозки, по мнению исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, растут за счет развития международного авиасообщения с дружественными и нейтральными странами.
"Сейчас это уже более трех десятков направлений, по которым выполняются полеты. Не конкретных маршрутов, а именно стран, потому что в некоторые государства полеты осуществляются в несколько городов и из нескольких российских городов", - пояснил Пантелеев.
По популярности с большим отрывом, по его словам, лидирует Турция. Далее идут излюбленные россиянами курорты Юго-Восточной Азии, например, Таиланд, и страны ближнего зарубежья: Узбекистан, Беларусь, Армения, Грузия.
"После того как в Китае были смягчены или отменены антиковидные ограничения, он вошел в десятку стран, куда летают россияне. И в целом у Китая есть большие перспективы подняться в топ-5 наиболее популярных международных направлений, выполняемых из России", - считает Пантелеев.
Вице-президент АТОР по вопросам выездного туризма Артур Мурадян полагает, что рост международных перевозок связан еще и с планомерным выводом судов из реестра двойной регистрации. После введения западных санкций часть самолетов иностранного производства, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, были фактически законсервированы.
"Наши перевозчики постепенно вводят в строй широкофюзеляжные суда, а их как раз целесообразно использовать на международных направлениях. Мы видим, что у нас и Бали открылся с прямым перелетом на Airbus A350, в Турцию увеличилось количество рейсов. Ситуация будет улучшаться, потому что дружественные страны не против приема таких судов", - отметил Мурадян.
По его мнению, международные авиаперевозки будут и дальше расти чуть более опережающими темпами, чем внутри страны, потому что использовать широкофюзеляжные самолеты на внутренних рейсах нерентабельно, а среднефюзеляжных не хватает. В целом же соотношение между внутренними и международными авиаперевозками в этом году измениться не должно, поскольку "внутренний спрос существенно превалирует над выездным".