Елизавета Федоровна родилась 1 ноября 1864 года в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Ее сестра Алиса стала российской императрицей Александрой Федоровной.
Говорили, что в Европе есть только две красавицы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Решение о женитьбе Сергием на Елизавете было принято в нелегкое время: летом 1880 года скончалась его мать, Мария Александровна, меньше чем через год, бомба народовольца оборвала жизнь его отца, императора Александра II. Но со времен Павла Первого вошло в традицию "обручение с Россией".
Летом 1884 года девятнадцатилетняя гессенская принцесса прибыла в российскую столицу. Когда Елизавета решила перейти в православную веру, бабушка-английская королева, написала, что это правильно быть одной веры с мужем. Этот момент и запечатлен на памятнике Франгуляна, установленном возле метро Третьяковская.
"Мы этот памятник задумали 10 лет назад, решив посвятить его экс-губернатору Москвы, великому князю Сергею Александровичу, при котором Москва стала европейской столицей, так как Елизавете Федоровне посвящено много памятников, - рассказывает Председатель наблюдательного совета Фонда Содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Громова. - Мы открываем памятник, который изображает гессенскую принцессу, прибывшую в Россию. Будущий губернатор Москвы держит ее руку в своей руке. Скульптура - живая. Мы говорим, что живем в сложное время, но они жили в очень сложное время и этот колеблющийся престол изображен в пошатнувшихся ступенях, на которых они стоят".
Когда началась Русско-Японская война Елизавета стала помогать фронту устройством мастерских, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились за швейными машинами. На свои средства сформировала несколько санитарных поездов. В Москве устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте солдат.
В феврале 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Княгиня собирала останки мужа по частям. На месте убийства мужа она воздвигла крест, сделанный по проекту художника Васнецова, который восстановил Фонд ЕСПО.
В 1906 году Великая княгиня прочитала книгу "Дневник полкового священника", написанную священником Митрофаном Сребрянским, который подготовил проект устава по монастырскому общежитию будущей Марфо-Мариинской обители. Первыми крестовыми сестрами милосердия стали 17 прихожанок.
После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд Елизаветы Федоровны за границу, но она категорически отказалась уезжать из России. В день празднования Иверской иконы Божией Матери Елизавету Федоровну арестовали и вывезли из Москвы.
Последние месяцы своей жизни она провела в заключении в Напольной школе на окраине Алапаевска. Летом 1918 года Елизавету Федоровну вместе с другими членами императорского дома увезли из Напольной школы к Верхней Синячихе и сбросили в шахту.
В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары были подняты из шахты и перевезены в Иерусалим в храм Марии Магдалины в Гефсимании.
Елизавета перешла в православие в Лазареву субботу. За Лазаревой субботой - Вход Господа в Иерусалим. Так и в жизни Елизаветы вместе со скорбями и утратами была и великая радость создания обители милосердия, всеобщая любовь народа, которому она служила. При переходе в православие и при посвящении в крестовую сестру милосердия княгиня не изменила своего имени, то есть основание духовного подвига оставалось единым всю ее жизнь.
- Соединение исторического прошлого и настоящего в памятнике-непростая задача, - сказал на вернисаже скульптор Георгий Франгулян. - Место установки памятника - пешеходное и нужно было вписать скульптуру в старую Москву, не нарушив пропорции по масштабу и стилистике. Основой работы является мое воображение плюс архивные материалы, с которыми я ознакомился. Они успели много сделать для Москвы.