В Пальма-де-Майорка, популярном во всем мире туристическом направлении, вводится карантин из-за ожидающихся аналогичных штормов, сообщает Daily Mail. Местных жителей и туристов призвали не покидать помещения. Это произошло после того, как Национальная метеорологическая служба Испании (Aemet) предупредила, что шторм приближается к Майорке. Первый заместитель мэра города Хавьер Бонет попросил людей покидать свои дома только в случае "абсолютной необходимости".
С пятницы участки главной набережной Пальмы оцеплены красной лентой, а улицы города выглядят пустынными. Общественные парки, сады и кладбища закрыты до понедельника, а бездомные эвакуированы из зон затопления. Aemet заявила, что в некоторых районах Майорки всего за три-четыре часа может выпасть до 120 мм осадков. Для сравнения: в Британии за весь 2023 год в среднем выпало 1290 мм осадков: десятая часть этого годового количества может выпасть на некоторые районы Майорки за считанные часы. Ранее сообщилось, что в городе Чива в Валенсии во вторник за восемь часов выпало больше осадков, чем за предыдущие 20 месяцев. Тем временем на курорт Исла-Кристина на побережье Коста-де-ла-Лус в пятницу обрушился ужасающий водяной смерч. Он подбрасывал в воздух небольшие лодки и вырывал деревья в городе, расположенном недалеко от южной границы Испании с Португалией.
Это происходит в то время, когда спасатели в Валенсии продолжают поиски тел в застрявших автомобилях и затопленных зданиях, а растерянные местные жители пытаются спасти то, что могут, из своих разрушенных домов. Ущерб, нанесенный штормом во вторник вечером и в среду утром, напоминает последствия цунами: выжившим пришлось разбирать завалы, оплакивая своих близких.
Автомобили были сложены друг на друга, словно упавшие костяшки домино, деревья вырваны с корнем, линии электропередач и предметы домашнего обихода увязли в грязи, покрывавшей улицы десятков населенных пунктов Валенсии, региона, расположенного к югу от Барселоны на побережье Средиземного моря. Бурный поток воды превратил узкие улицы в смертельные ловушки и породил реки, которые прорывались через дома и предприятия, сметая машины, людей и все на своем пути. Наводнения разрушили мосты и изменили дороги до неузнаваемости.
СМИ и соцсети передают шокирующие признания очевидцев трагедии. Сварщик Луис Санчес рассказал, что спас нескольких человек, которые оказались запертыми в своих автомобилях на затопленном шоссе V-31 к югу от города Валенсия. По его словам, дорога быстро превратилась в плавучее кладбище, усеянное сотнями транспортных средств. "Я видел, как мимо проплывали тела. Я кричал, но ничего не мог поделать, - сказал Санчес. - Пожарные первыми забрали пожилых людей, когда смогли добраться до них. Я живу неподалеку, поэтому пытался помочь и спасти людей. Люди плакали повсюду, они оказались в ловушке".
Мужчина плакал, показывая репортеру национального вещателя RTVE руины того, что когда-то было первым этажом его дома в Катаррохе, расположенной к югу от Валенсии. Это выглядело так, будто внутри здания взорвалась бомба, уничтожившая мебель и вещи, а также содравшая краску с некоторых стен. Мэр Пайпорты Марибель Альбалат заявила, что в общине с населением 25 тысяч человек, расположенной рядом с городом Валенсия, погибло по меньшей мере 62 человека. "В Пайпорте никогда не бывает наводнений, у нас никогда не бывает подобных проблем. Мы обнаружили много тел пожилых людей в центре города, - рассказала Альбалат телеканалу RTVE. - Также было много людей, которые пришли забрать свои машины из гаражей, и это была настоящая ловушка".
Хотя больше всего пострадали муниципалитеты вблизи города Валенсия, штормы обрушили свою ярость на обширные участки южного и восточного побережья Пиренейского полуострова. Теплицы и фермы на юге Испании также были разрушены проливными дождями и наводнениями. Штормы вызвали чудовищный торнадо в Валенсии и град, пробивший дыры в автомобилях в Андалусии. Валенсия пострадала от похожего смертоносного наводнения в октябре 1957 года, вызванного тем же сезонным погодным явлением. Эта катастрофа унесла жизни десятков людей, когда Турия вышла из берегов в густонаселенных районах города Валенсия. Она была настолько смертоносной, что город потратил миллионы на изменение направления реки спустя годы, уточняет CNN.
Ученые объяснили, что настоящий потоп начался после столкновения холодного и теплого воздуха, в результате чего в регионе Валенсия образовались мощные дождевые облака. Это явление известно среди местных жителей как ДАНА (испанская аббревиатура, означающая - "высотная изолированная депрессия"), и в отличие от обычных штормов или шквалов оно может формироваться независимо от полярных или субтропических струйных течений.
Когда холодный воздух дует над теплыми водами Средиземного моря, он заставляет более горячий воздух быстро подниматься и формировать высокие, плотные, наполненные водой облака, которые могут оставаться над одной и той же территорией в течение многих часов, что увеличивает их разрушительный потенциал. Метеорологи говорят, что это явление иногда провоцирует сильные градовые бури и торнадо, как это было на этой неделе.
Восточная и Южная Испания особенно подвержены этому явлению из-за своего расположения между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Теплые, влажные воздушные массы и холодные фронты встречаются в регионе, где горы способствуют образованию грозовых облаков и выпадению осадков. Испания также пострадала от почти двухлетней засухи, а это означало, что, когда случился потоп, земля была настолько твердой, что не могла впитывать дождь, что усугубило последствия внезапных наводнений.
При этом суровое погодное явление застало врасплох представителей регионального правительства, оказавшееся неготовым к наступлению мощной природной стихии. По мере того, как шок рассеивался, росло недовольство действиями властей по преодолению кризиса: как из-за поздних предупреждений о надвигающихся наводнениях, так и из-за хаотичной реакции на оказание помощи. Вода отступила, но восстановление региона после разрушений займет недели и месяцы. Шоссе Валенсии остаются заблокированными или пригодными для использования только частично: многие из них забиты выброшенными на берег транспортными средствами. Железнодорожные пути настолько сильно повреждены, что, по оценкам железнодорожного управления Испании, движение по ним вряд ли возобновится в течение нескольких недель.