Тру-крайм: новая классика детектива, способ обезопасить себя и причина распрей

Как следует из названия, тру-крайм - это специфичный жанр в литературе и кино, основанный на реально совершенных преступлениях. Обязательное условие - повествование должно включать как можно больше мельчайших фактов и деталей о деле.
Кадр из тру-крайм-сериала Netflix "Создавая убийцу", посвященный резонансному делу Стивена Эйвери.
Кадр из тру-крайм-сериала Netflix "Создавая убийцу", посвященный резонансному делу Стивена Эйвери.

Речь не только о реальных именах жертв, потерпевших и преступников, но и о доскональном соблюдении временных и географических обстоятельств. Информация о процессе совершения преступления должна быть как можно более подробной, потому чтобы создать тру-крайм историю для книги, кино или подкаста, необходимо не только углубиться в материалы следствия, но и провести собственное расследование. Чем ближе автор приблизился к реальности, тем более профессиональным он считается.

Но обилие деталей и уход в реальность - это лишь половина того, что делает тру-крайм невероятно популярным среди читателей, зрителей и слушателей жанром. Воссоздание атмосферы преступления и помещение преступников и их жертв в исторический или временной контекст - наиболее важные "маячки" настоящего мастерства и качественной истории. Потребители тру-крайм-контента жаждут знать всё о политическом климате, в условиях которого происходило преступление; о наиболее любопытных или темных моментах истории города, где разворачивались события. Настоящие спецы по тру-крайму с большим энтузиазмом ныряют в корзину с грязным бельем, чтобы отыскать в нем ниточки, ведущие к психологии преступника. Сопоставление мотивов для совершения преступления, которые нередко ведут в детство человека, делает тру-крайм не просто развлечением. Тру-крайм исследует психологию человека и по кусочкам реставрирует некогда произошедшие события, воплощая их в реальность теперь уже в игровой форме.

Подложка из абсолютно реальных событий делает тру-крайм новой классикой детективного жанра. На его фоне более незамысловатая и легкая для восприятия криминальная фантастика кажется детским лепетом. Бесспорно, моментами в той же степени увлекательные, но все же вымышленные детективные истории могут становиться культовыми. К примеру, фильмы, сериалы и книги о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне основаны на детально проработанной, но не имеющей ничего общего с реальностью историей. Однако это обстоятельство нисколько не умаляет любви и интереса широкой публики к персонажам и их приключениям.

Тем не менее вымысел остается вымыслом, а погружение в жестокую реальность вызывает у людей куда больше эмоций. Эскапизм подталкивает людей к действительным кошмарам, которые совершали и совершают не призраки и не выдуманные монстры, а реальные люди. Есть что-то притягательное в столкновении с опасностью, когда она "не настоящая", не личная, безопасная для всех непричастных.

Людям нравится бояться или видеть темные уголки чьего-то разума. Некоторые психологи считают, что это помогает нам подготовиться к насилию в нашей собственной жизни. Невозможно откреститься от того факта, что убийства, изнасилования и грабежи играют немаловажную роль в жизни человеческого общества. На подсознательном уровне в людей заложено повышенное внимание к наиболее страшным преступлениям, потому мы инстинктивно испытываем желание узнать подробности - кто, где, когда и как совершил преступление, чтобы понять, что заставляет преступников действовать именно так. В корне этого бессознательного желания лежит надежда надежнее защитить себя и своих близких. Ведь в понимании большинства осведомленность и понимание сути преступника дает фантомную гарантию подготовленности.

Исследование, проведенное в 2010 году в Иллинойском университете, показало, что женщин больше, чем мужчин, привлекают истории о настоящих преступлениях и что их больше всего интересуют истории, которые дают представление о мотивах убийцы, содержат информацию о том, как жертвам удалось спастись, и в которых фигурируют женщины-жертвы. Таким образом, люди инстинктивно тянутся к историям, в которых они могут отождествлять себя с жертвой.

При этом желание людей спрятаться за ширмой осведомленности - не единственная причина бешеной популярности тру-крайма. Дин Фидо, преподаватель психологии в Университете Дерби, считает, что все дело в головоломке, которую представляет собой почти каждое произведение жанра. "Тру-крайм очень сильно отличается от типичных шоу, которые вы обычно включаете фоном", - объясняет он. "Это такие истории, при просмотре которых нужно отложить телефон и действительно обратить внимание на повествование. Как люди, мы всегда ищем что-то новое и неизведанное. Неважно, хорошее это или плохое, нам нужно что-то, что волнует. Когда мы смешиваем это желание с решением головоломки, это может дать нам короткий, резкий выброс адреналина, но в относительно безопасной обстановке".

Интерес современного общества к тру-крайму, помимо прочего, может указывать на глубоко укоренившееся любопытство к правосудию и охране правопорядка. Воссозданные истории в реальных преступлениях часто предлагают описание системы правосудия, при том что многие люди имеют весьма пространные представления о нем. Тру-крайм, как правило, проливает свет и на коррупцию, и на общественное неравенство, и на системные сбои в институтах правосудия. Тру-крайм-истории нередко пробуждают интерес публики к острым социальным и политическим проблемам, ведь в том числе прорехи общества создают монстров, которые вымещают свой гнев на ни в чем не повинных людях. Можно утверждать, что жанр тру-крайма повышает интерес к насущной действительности, а следовательно, хотя бы минимально формирует активную гражданскую позицию по острым вопросам. Околодокументальное кино, завернутое в вуаль тайны, сильно упрощает процесс потребления информации о насущном.

Как и любое другое культурное явление, захватившее умы миллионов, тру-крайм критикуют. В основном - за его хромающую нравственную составляющую. Разумеется, в первую очередь жанр представляет собой не настольную энциклопедию под названием "Как обезопасить себя", а золотую жилу, в которую жадные продюсеры не прочь впиться. Заработок на реальных преступлениях - это самая настоящая эксплуатация жертв и их семей. Моментами создатели тру-крайм историй не просто используют личную информацию других людей для получения прибыли, но и драматизируют уголовные дела, чтобы удерживать зрительскую аудиторию. Конечно, сам жанр допускает крупицу художественного вымысла в отношении каких-то незначительных подробностей или пробелов в истории, которые не сильно отражаются на общей картине, однако использование бессовестно сфабрикованных фактов, которые просто хорошо продаются - грубое нарушение этики, по мнению критиков жанра.

Существует тонкая грань между развлекательной ценностью и вопиющим неуважением к жертвам преступлений или их родственникам, и тру-крайм определенно опасно балансирует на этой грани.