Господдержка помогла камчатской предпринимательнице запустить бренд одежды

Жительница Петропавловска-Камчатского Лариса Зуева признается - швеей мечтала стать с раннего детства. Лет с шести любила придумывать оригинальные костюмчики куклам и экспериментировать с вышивкой. Иногда в ущерб маминым запасам ткани, о чем сейчас вспоминает с улыбкой. Отучилась, получила диплом конструктора одежды и воплотила свою мечту в жизнь - вместе с родственниками открыли швейную мастерскую.
Для оформления отобрали сюжеты, с которыми ассоциируется Камчатка
Для оформления отобрали сюжеты, с которыми ассоциируется Камчатка / Ирина Троценко/РГ

- У нас семейный бизнес - сестра, брат, невестка, дети тоже уже помогают. В этом есть свои плюсы - доверяем друг другу, ведь мы родные люди, и это здорово. Иногда спрашивают, нет ли у нас дома споров и ссор по рабочим моментам. Нет, дома мы работу не обсуждаем, а если и поднимаем тему, то всегда приходим к общему знаменателю, - объясняет Лариса Зуева.

Так же сообща решили - пора браться за камчатский бренд. Перебирали, спорили, с чем в первую очередь ассоциируется регион. Получилось много: лисы, медведи, хаски, вулканы, киты и косатки. На чем-то одном останавливаться не стали, и появилась линейка одежды с разными рисунками и единым слоганом: Kamchatka forever.

- Камчатка - это такое место, в которое невозможно не влюбиться, - уверяет швея. - Поэтому слоган мы долго не придумывали. Признание в любви к Камчатке выходит само и у всех, кто здесь бывал хотя бы единожды. Наверное, поэтому нашу одежду с удовольствием берут и коренные камчатцы, и туристы.

Хитро усмехающаяся рыжая лисица или свернувшийся калачиком лисенок, гордые силуэты вулканов, забавный мишка в свитере и на коньках, нерпа с глазами-блюдцами и величественные киты. Кутх - известный ворон из сказок - тоже занял свое место. Все эти образы создали камчатские художники специально для бренда одежды. Примечательно, что особенной любовью у туристов пользуются принты с огромным медвежьим следом - такие отпечатки можно встретить, следуя турмаршрутом. Впечатление на всю жизнь.

- Мы делаем печать на ткани и вышиваем, справиться с объемами помог грант от центра "Мой бизнес" в размере двух миллионов рублей. Но поддержку получили не деньгами, а оборудованием. Нам закупили то, что было необходимо для развития производства - теперь можем брендировать, отшивать и вышивать. Рядом с цехом открыли точку с сувенирами, чтобы туристы могли сразу в одном месте приобрести и одежду, и кружки, и какие-то сладости исключительно местного производства. Это очень удобно для людей, а к все возрастающему интересу к нашему региону мы готовы, - говорит предпринимательница.

Kamchatka forever - производство полного цикла. Здесь ценят и берегут экологию - не выбрасывают остатки ткани и просят покупателей следовать их примеру. Все кусочки тряпочек и старая одежда снова идут в ход - из них шьют подушки на дачу, лежанки для животных. За месяц получается как минимум 50 экземпляров.

- Человек мог нечаянно повредить одежду, порвать, тогда лучше ее не выкидывать, а принести к нам. Дадим хорошую скидку на новый товар, а старый используем, - объясняет швея.

В этом году Ларису Зуеву впервые пригласили представить свою линейку одежды на ВЭФе в павильоне Камчатского края на "Улице Дальнего Востока".

- Это так здорово, - делится впечатлениями предпринимательница. - Мы смогли показать себя жителям других регионов, люди охотно брали наш товар, при этом говорили, что им понравилось, что они хотели бы еще увидеть. Всегда подобный обмен мнениями дает новый толчок, подкидывает идеи, хочется развиваться и творить дальше. Посмотрели, что предлагают мастера со всего Дальнего Востока - это тоже вдохновляет! Так что будем готовить новые коллекции.

А как у соседей

Модным центром Дальнего Востока может стать Сахалинская область - в этом уверены создатели апсайкл-бренда "Корица", получившего особый знак качества "Сделано на Сахалине". Стилист Анжела Киричек и специалист по бухучету Ксения Кислицина создали коллаборацию с особым смыслом. Их одежда не шьется с нуля, а рождается из уже отслуживших вещей. Так они отказываются от загрязнения окружающей среды и меняют представление о моде, как об одной из самых "грязных" индустрий.