Рост автомобильного туризма и его вклад в общую положительную динамику числа турпоездок по стране отмечают и в минэкономразвития. "Мы прорабатываем возможность адаптации уже действующих мер поддержки в рамках нацпроекта по туризму для развития инфраструктуры на автомобильных туристических маршрутах, а также считаем важным синхронизировать меры поддержки, которые уже работают по линии других ведомств и субъектов", - сообщил замдиректора департамента развития туризма минэкономразвития Константин Городилин.
Путешествовать на автомобиле в последнее время стало гораздо больше людей, это видно по загрузке гостиниц и автодорог, говорит Людмила Пономарева, владелец ресурса autotravel.ru. Наиболее популярными направлениями, по ее словам, стали Карелия, Краснодарский край, Татарстан, Дагестан, Калининград, Мурманская, Ярославская, Костромская области.
Развитие дорожной инфраструктуры существенно повлияло на выбор транспорта для путешествий. В "Автодоре" подчеркивают значительное сокращение времени в пути по новым трассам: "По М-11 "Нева" от Москвы до Санкт-Петербурга можно добраться на 3-4 часа быстрее, чем по М-10. Время в пути составит 6-7 часов против 10-11 часов". При этом тариф на проезд от Москвы до Санкт-Петербурга составляет 4180 рублей с понедельника по четверг, а с пятницы до воскресенья 4850 рублей (с учетом участка с 15 по 58 км М-11 "Нева").
Особенно заметен рост автотуризма в Татарстане. "С открытием движения по магистрали М-12 "Восток" в весенне-летний период этого года количество автотуристов в республике увеличилось на 88%. Ожидается, что до конца года субъект посетят около 1 млн гостей", - сообщают в пресс-службе "Автодора". Стоимость проезда участка Москва - Казань до первого съезда составляет 4481 рубль. Как отмечают в госкомпании, по скоростной трассе добраться до Казани можно за 6,5 - 7 часов вместо 12 часов по М-7.
При этом выбор транспорта часто зависит от состава путешественников. В турагентстве "Два чемодана" отмечают, что семьи чаще всего выбирают машину для путешествий по России и едут вчетвером, впятером. "Один человек или пара пенсионеров в соседние города, скорее всего, на машине не поедут. Эти категории путешественников часто выбирают автобусные туры или поезда", - поясняют там.
Одной из причин роста автомобильного туризма стала сложность с приобретением железнодорожных билетов. Особенно остро проблема ощущается при поездках в южном направлении. "Купить билет на поезд практически невозможно даже в день открытия продаж", - рассказывает московская студентка Аня, которая регулярно ездит домой в Краснодарский край. По ее словам, даже за 90 суток до поездки билеты разбирают в считанные минуты после начала продаж, а опоздавшим приходится довольствоваться неудобными местами либо вовсе отказываться от поездки.
Ситуацию подтверждают и в "Двух чемоданах". "Сейчас около 50% наших туристов выбирают автомобиль для поездок на юг России", - отмечают в агентстве. Особенно это касается семей: билеты на поезд для четырех человек могут обойтись в 20 тыс. рублей только в одну сторону, что делает автомобильное путешествие более привлекательным вариантом.
По данным "Автодора", интенсивность движения на популярном южном направлении по трассе М-4 "Дон" выросла на 64% по сравнению с допандемийным 2019 годом. В компании сообщили, что проезд легковых автомобилей по маршруту от Москвы до Краснодара с понедельника по четверг будет стоить 4250 рублей, а с пятницы по воскресенье 5110 рублей.
Эксперты отмечают и сезонность автотуризма. "Очевидно, что лето более привлекательный сезон, чем зима. Хотя есть и отдельные любители именно зимней езды в такие места, где летом дороги не слишком хорошего качества", - комментирует Людмила Пономарева. В межсезонье, по ее словам, популярны поездки в радиусе 50-100 км от населенных пунктов, а у москвичей - в города Золотого кольца. В "Автодоре" отметили, что зимой традиционно отмечается пиковый трафик в новогодние праздники по всем основным направлениям: М-11 "Нева", М-12 "Восток" и М-4 "Дон".
"Рост количества путешествующих на машинах россиян формирует новый устойчивый тренд в сфере внутреннего туризма", - заметили в агентстве "Два чемодана". Эксперты говорят, что эта тенденция не только меняет привычки путешественников, но и стимулирует развитие придорожной инфраструктуры: появляются новые гостиницы, кемпинги и места отдыха вдоль популярных автомобильных маршрутов. "На фоне растущего спроса автотуризм становится одним из ключевых драйверов развития туризма в России, открывая для путешественников новые возможности самостоятельно планировать маршруты и открывать красоты родной страны", -заключили в турагентстве.