На данный момент, по его словам, полностью уложено дорожное полотно на магистрали, возведены мосты и прочая инфраструктура. Строителям осталось всего чуть-чуть - доделать тоннель на перевале Кок-Арт. "Сейчас выполнено уже 95 процентов от объема необходимых работ, - заверил чиновник. - К ноябрю все будет завершено".
Тем не менее в связи с тем, что дорога проходит по горной местности, официально ее, скорее всего, откроют только весной.
Новая магистраль станет альтернативой действующей стратегической дороге Бишкек - Ош. Последняя пока остается единственной трассой, связывающей северные и южные регионы страны. Именно по ней проходит основной транспортный - грузовой и пассажирский - поток, с ростом которого эта дорога уже не справляется.
Протяженность новой магистрали составит чуть более 450 километров. Она свяжет город Балыкчи в западной части Иссык-Куля с городом Джалал-Абад. 200 километров этой трассы проходит по местам, где не было практически никакого транспортного сообщения.
Строительство началось еще в 2014 году. Занимается им китайский подрядчик. Стоимость проекта оценивается примерно в миллиард долларов. Средства на его реализацию предоставили КНР и Азиатский банк развития.
Чтобы покрыть затраты на строительство, часть новой дороги предлагается сделать платной. "Мы ориентируемся на требования законодательства, согласно которым у платной дороги должна быть альтернатива, - отметил Талантбек Солтобаев. - Также будет рассмотрена возможность введения льгот при оплате за пользование такой дорогой для жителей сел, вдоль которых она проходит".
Автомагистраль Север - Юг призвана не только расширить дорожную сеть внутри Кыргызстана и улучшить транспортное сообщение между регионами страны, но и стать новым торговым и транспортным коридором между Таджикистаном, Казахстаном и Китаем.
После сдачи трассы в эксплуатацию жители южных областей Кыргызстана будут доезжать до Иссык-Куля всего за шесть часов. Таким образом время, потраченное на дорогу, уменьшится вдвое. В правительстве КР ожидают, что новая транспортная артерия сократит расходы на пассажирские и грузовые перевозки из южных регионов в Нарынскую, Чуйскую, Иссык-Кульскую и Таласскую области, облегчит доступ к месторождениям и ГЭС, а заодно будет способствовать развитию туризма.
Справка РГ
Общая протяженность дорог в Кыргызстане оценивается в 34 тысячи километров.
19 из них находится в ведении министерства транспорта, остальное - в муниципальной собственности.