В Воронеже поставили одну из самых странных пьес Шекспира

Спектакль по одной из самых странных пьес Шекспира "Тимон Афинский" поставили в воронежском Камерном театре. История о богаче, который был душой общества и превратился в мизантропа, позволила актерам показать класс, но осталась туманной с точки зрения режиссерского замысла.

Это первая премьера Камерного в сезоне 2024/2025. Она обречена была на особенное внимание, поскольку выходила при новом художественном руководителе. Предыдущие спектакли - "Провинциальные анекдоты" и "Иванова" - ставил еще Михаил Бычков, за 30 лет приучивший публику к определенному подходу к классике. Театр и его зритель искали острый, злободневный поворот вечных тем. Вышедший на замену Сергей Карпов, актер по профессии, лишен возможности высказываться через постановки - только через отбор материала и режиссеров. В данном случае приглашен был Павел Зобнин - ученик Сергея Женовача, бывший главреж Томского ТЮЗа, номинант "Золотой маски". В "Тимоне Афинском" он смотрит на античный сюжет с безопасного расстояния: вечное выглядит именно что вечным, вневременным, а потому - как будто не относящимся ни к кому лично.

Эту трагикомедию великого драматурга ставят редко и, как правило, в адаптации. Простой сюжет, связанный с заглавным героем, легко сокращаемые "ответвления", резкий обрыв в финале - материал дает простор для игры. Павел Зобнин убрал некоторые побочные сцены, сделав акцент на психологической перемене Тимона. Зритель наблюдает за ней с очень близкого расстояния (сценограф - Фемистокл Атмадзас): в первом действии попадает на пир, сидя у накрытых столов, во втором - в лес, где вожделенное для афинян золото кроется прямо под ногами.

Происходящее до антракта легко описать строчкой из романса "Нищая": "При счастье все дружатся с нами, при горе нету тех друзей". Народный артист Камиль Тукаев представляет Тимона наивным добряком, который щедро платит за грубую лесть и верит в нее (впрочем, это неточно). Затем он оборачивается озлобленным бродягой, одиночкой и гордецом. Сокровища героя буквально преследуют. Но Тимон уже не верит, что деньги способны сделать мир лучше, и готов пустить их на уничтожение сограждан.

Здесь действие становится пунктирным. От публики ускользает момент, когда развратный и пустой Алкивиад (Андрей Аверьянов) делается борцом за справедливость, неглупым и даже сердечным. А уж когда он произносит программную речь: "Пускай война рождает мир, а мир, / Войну смирив, отныне будет свят. / Мир и война друг друга исцелят" и Афины возвращаются к иллюзорному благополучию, трагедия Тимона вообще рассеивается где-то в эфире.

Тем не менее актеры выжимают из ролей максимум. "Друзья" Тимона (Михаил Гостев, Василий Шумский) комичны и жалки в своем раболепии. Домоправитель Флавий (Наталья Шевченко), который тщится спасти хозяина, проживает высокую трагедию. Слуга Фламиний (Марина Погорельцева) на глазах вырастает из обаятельного простака в поборника чести. Перед публикой, а иногда и над ней, на галерее, проходит вереница характерных типов: сенаторы и вельможи, разбойники и блудницы в военной форме….

Отдельное удовольствие, как всегда, доставляют дуэты: Тимон и скряга-афинянин (Юрий Овчинников), Тимон и Флавий, Тимон и философ Апемант (Андрей Новиков) - чего стоит их последняя перепалка, где за взаимными поношениями сквозит горечь и нежность друг к другу: маски масками, а "все всё понимают"…