Очереди в пик замены летней резины на зимнюю: в чем причина и что делать

Сначала снегом замело Дальний Восток. Теперь зима делает свои первые набеги на центр России. Уже 85% территории страны накрыты белым одеялом. У мастерских шиномонтажа выстроились очереди. Можно ли их избежать? И что мешает это сделать?

В Красноярске мы поговорили с мастером Александром Константиновичем. Он вспоминает, что лет 10-15 назад все было куда как менее пристойно, и объяснил, почему.

"Люди сейчас заранее записываются и приезжают к назначенному времени, - рассказал опытный шиномонтажник. - А раньше, помню, "живая" очередь была - машины тут весь проулок занимали. Все на нервах, кто-то по блату без очереди лез - ругань, чуть ли не драки случались". Впрочем, в разгар сезона смены резины очереди все-таки появятся.

- Почему нельзя увеличить пропускную мощность шиномонтажек в пик нагрузки? - с таким вопросом мы обратился к Александру Константиновичу.

- Да можно, только не нужно, - ответил он. - У нас сейчас работа идет на трех постах - два на улице, третий в гараже. 11 месяцев в году этого хватает с лихвой. А закупать дополнительные домкраты, подъемники, компрессоры, искать и нанимать людей, чтобы организовать пару дополнительных постов, которые будут задействованы две недели осенью и две весной - просто нерентабельно.

С людьми, кстати, как сказал мастер, "полная засада". Этой осенью маленький коллектив лишился двух проверенных временных (то есть нанимаемых только "на пике" сезона) работников. Одного переманили конкуренты из соседней шиномонтажки.

- Денег ему пообещали - вагон с тележкой, вот он и сбежал - возмущается мастер.

А в Свердловской области, чтобы сократить очереди из негодующих водителей, многие автосервисы заранее наращивают кадровую "броню". По словам руководителя центра обучения студентов Светланы Пушпашевой, только в этом году они задействовали в регионе 150 старшекурсников разных профильных колледжей, где обучают автомехаников.

С первой практики у ребят начинается погружение в полный цикл шиномонтажа: снятие, установка, разбортовка и балансировка колеса. Затем новички сдают экзамен и только после этого выполняют работы под присмотром наставника. Если экзамен не сдан, то ученик становится помощником автомеханика и выполняет второстепенные задачи в мастерской.

- В зависимости от графика и темпа работы наши подопечные, будущие автомеханики, могут получить от трех до одиннадцати тысяч рублей за смену. И молодежь начинает понимать, что эта та профессия, которая действительно перспективна. В отличие от тех же курьеров возможен кадровый рост. Как показывает наш опыт, 30% таких ребят в дальнейшем трудоустраиваются на постоянной основе, влившись в коллектив. Они действительно сильно разгружают клиентские очереди, - рассказала Светлана Пушпашева.

Директор автосервиса Вадим Гирфанов как опытный руководитель привлекает на практику студентов из Екатеринбургского техникума химического машиностроения. Из 150 молодых ребят, которые проходят стажировку, остаются в профессии только десять талантливых ребят. Отсюда и дефицит кадров, сетует эксперт, который особенно остро чувствуется в сезон, когда выпадает первый снег.

"В техникумах сейчас ребята, мягко говоря, "зеленые". Предписанное программой двухгодичное обучение не дает тех знаний, которые нужны профессионалу. Но та молодежь, которая нацелена закрепиться в деле автомеханика, уже на третий год работы в автомастерской может получать до 80 тысяч рублей. Люди, которые работают около десяти лет получают по 120-150 тысяч рублей и считаются профи, -резюмировал Гирфанов.

Своим опытом поделился второкурсник Ярослав Власюк, который уже работает в одном из боксов популярной шиномонтажки. Его график расписан на неделю вперед. "Сначала мы проходили обучение в учебном зале, рассказал он. - Нам показали самые распространенные ошибки, которые допускают мастера. По моим наблюдениям в каждом боксе обслуживают одну машину ровно за полчаса. Все четко по регламенту. Но даже при таком потоке ажиотаж несказанно высокий. За первый день я заработал семь тысяч рублей".

Конечно, в плане очередей многое зависит и от самих автомобилистов. В Якутске они начали активно переобувать железных коней еще в начале октября, когда в городе несколько дней шел мокрый снег. И хотя он тут же таял, предусмотрительные северяне предпочитают поторопиться, нежели рисковать на дорожной гололедице. А есть и такие, кто переобулся еще в сентябре.

Помимо переобувания колес якутяне к зиме еще и утепляют свои машины Фото: Ольга Бухарова/РГ

И когда для всех шиномонтажках Якутска наступает горячая пора, в очереди в среднем 5-7 машин. На замену резины уходит примерно 20 минут. Помимо переобувания колес якутяне к зиме еще и утепляют свои машины: ставят второе лобовое стекло, наклеивают ПЭТ-пленку на боковые и заднее, утепляют двери, полы и укрывают войлоком моторный отсек. Без такого утепления машина в якутские морозы не поедет.