На Кубани штурмовик после ранения помогает бойцам СВО найти себя в мирной жизни

Найти себя в новой, мирной жизни - не самая простая задача, даже для героев спецоперации. И здесь важна любая поддержка: семьи, близких, государства и общества. Также помогают в этом и сами ветераны СВО. Например, 21-летний сапер-штурмовик Дмитрий Паиров демобилизовался после тяжелого ранения, прошел обучение в филиале Госфонда "Защитники Отечества" по Краснодарскому краю и теперь оказывает помощь таким же, как он.
Владимир Аносов/РГ

Дмитрий награжден орденом Мужества, медалями "За отвагу" и " За воинскую доблесть" II степени. Одетый в "зеленку", он встретил корреспондента "РГ" в зале для приема и оказания помощи ветеранам СВО и членам семей погибших бойцов.

В зоне СВО он получил тяжелое ранение, в результате чего ему ампутировали часть ноги. Потом был долгий реабилитационный курс, по итогам которого его комиссовали из армии. После выздоровления в апреле этого года он купил квартиру в Краснодаре и приехал работать в новый для него город. Там ему помогли пройти курсы по обучению вождения автомобилем с ручным управлением в Тимашевском комплексном центре реабилитации инвалидов. А сейчас он помогает бывшим бойцам вернуться к мирной жизни.

Дмитрий родился в Казани, но еще в юности со своей мамой переехал жить в Чебоксары, где окончил юридический колледж. Затем был призван и попал в часть ВДВ в Пскове.

"Ближе к концу срочной службы подписал контракт с Министерством обороны и после дополнительного обучения был отправлен в зону СВО. Маме об этом не сказал, - признается Дмитрий. - Самые тяжелые бои были на Луганском и Запорожском направлениях. Помню свой первый бой, где в составе штурмовой группы ранним утром пошел на штурм украинских позиций. Бежали по лесополосе метров 150 в полной экипировке, сапер впереди. Потом, ворвавшись в окопы, поменялись. Захват опорника ВСУ прошел молниеносно. Я даже не успел понять, что мы уже выполнили поставленную задачу. Эмоции переполняли меня. Еще при артобстреле большая часть противника бежала из окопов, даже раненых не забрали".

Дмитрий советует: "Главное - правильно подобрать экипировку, понять, что нужно брать, а что нет, ничего лишнего… С собой брал из всего снаряжения саперный щуп, нож и гранаты. Одну из гранат крепил ближе к сердцу на тот случай, если ранят и останусь один, чтобы не сдаться живым в руки бандеровцам или западным наемникам. Самым трудным был штурм на Луганском направлении. Во время боя обнаружил растяжку с четырьмя гранатами вокруг деревьев. Не смог определить, с какого конца нужно разминировать, еще только светало. Зацепил кошкой и потянул, раздался громкий взрыв, и повеяло дымом. Для противника это хороший ориентир для нанесения артиллерийского удара по квадрату. У командира было два пути: отступить или продолжить штурм. Выбрал второй. В итоге выбили с позиций украинцев и заняли их опорные пункты. Среди воюющих на стороне ВСУ - много наемников из Франции, Польши и Германии, храбростью не отличающихся. Убегают при нашем наступлении и любят прятаться за спинами украинцев".

Роль специалистов по обезвреживанию местности от взрывоопасных предметов в зоне проведения СВО невозможно переоценить. Именно от их профессионализма зависит успех проведения многих боевых операций на передовой, тем более если они еще и штурмовики. При этом опорные пункты противника различаются между собой, от их конфигурации, размера и укреплений зависит количество штурмовиков и тактика захвата цели.

Получил тяжелое ранение Дмитрий на Запорожском направлении после взятия опорного пункта ВСУ, который находился в ста метрах от российских позиций. Его назначили старшим штурмовой группы. Парни группой из пяти человек ворвались в окопы противника и уничтожили врага. Здесь он и получил ранение. С FPV-дрона была сброшена граната, при взрыве которой сдетонировал кассетный боеприпас, который находился под его ногами. Очнулся в тылу, потом были операции, перемещение по госпиталям. До сих пор благодарен сослуживцам, которые вынесли его к эвакуационной группе и врачам, боровшимся за его жизнь. А еще для него остается загадкой, как мама узнала о ранении. Она взяла отпуск за свой счет и приехала в Москву в Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко. Она по профессии проводник пассажирских вагонов.

"Еще служа в Пскове, я запомнил слова генерала армии Героя Советского Союза Василия Маргелова: "Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай, - улыбается 21-летний орденоносец и добавляет: - Главное не переживать, потеря ноги или руки - это не конец твоей жизни, надо не останавливаться, жить полноценно, как и раньше. Это мой совет людям с ограниченными возможностями".

Кстати, впервые штурмовые саперные роты начали применяться в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны в середине 1943 года. Советские штурмовые саперы использовались в первую очередь для прорыва хорошо укрепленных позиций немецко-фашистских войск, штурмов укреплений и при боях в городских условиях.

Штурмовых саперов вооружали ранцевыми огнеметами. Из дополнительного вооружения имели большое количество взрывчатки и гранат. В качестве индивидуальной защиты солдаты использовали стальные нагрудники, из-за чего данные подразделения часто называли "панцирная пехота". Стальные нагрудники, или бронежилеты ПЗ-ЗИФ-20 (панцирь защитный, завод им. Фрунзе), можно назвать массовым советским бронежилетом, хотя он и назывался стальным нагрудником, что не меняет его значение.

Прямая речь

Инна Шестакова, заместитель руководителя филиала Фонда "Защитники Отечества" по Краснодарскому краю:

- Мы помогаем в получении комплексного сопровождения бойцам и семьям погибших участников СВО. Им оказывается помощь по принципу единого окна. За каждой семьей военнослужащего закрепляется социальный координатор, который контролирует медицинскую и социальную реабилитацию, лекарственное обеспечение и технические средства реабилитации, психологическую помощь и санаторно-курортное лечение. Также учреждение занимается содействием в переобучении и трудоустройстве ветеранов, помощью в решении бытовых вопросов.

Уже есть конкретные примеры нашей помощи ветеранам боевых действий, инвалидам с адаптацией собственных жилых помещений под их нужды. Выдали шесть автомобилей ВАЗ (LADA) Granta с ручным управлением. Все вышеперечисленное выполняется бесплатно. Одного ветерана СВО, который был протезирован, обучили и приняли к нам на работу этой осенью. Главное, чтобы они чувствовали заботу и могли на нас рассчитывать во время возвращения в привычную жизнь.

Среди задач также вовлечение ветеранов СВО в общественные проекты, направленные на патриотическое воспитание молодежи, сохранение исторической памяти и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Кстати

В центрах занятости с первого января 2025 года будет предусмотрено отдельное адресное сопровождение для участников СВО. Специальные кураторы начнут разрабатывать индивидуальные карьерные планы для прошедших боевые действия россиян. Во многих регионах эта работа уже начата, сообщается на сайте Роструда.