Все больше уральцев приходят в бизнес и меняют предпринимательскую среду

Количество трудоспособных жителей, открывающих собственное дело, растет. Кто стремится сегодня в коммерцию, какими качествами должен обладать и как новички завтра изменят бизнес-среду, рассказывает руководитель Центра поддержки предпринимательства челябинского центра "Мой бизнес" Евгений Журавлев.
Индустрия красоты - одна из тех сфер, где женщинам сам бог велел реализовать свои бизнес-идеи.
Индустрия красоты - одна из тех сфер, где женщинам сам бог велел реализовать свои бизнес-идеи. / Татьяна Андреева/РГ

Насколько быстро увеличивается предпринимательское сословие?

Евгений Журавлев: В Челябинской области более 140 тысяч субъектов МСП, и баланс между числом открывшихся и прекративших существование положительный. Я тренирую начинающих предпринимателей семь лет, и, по моим наблюдениям, их действительно становится больше. Государство предусмотрело гибкие режимы, такую категорию как самозанятые, словно поощряя сомневающихся: "А вы попробуйте!" Легко начинать, налог минимальный, стартовых затрат практически нет. А не пошло - легко закрыться. Действуют программы поддержки. И это находит отклик. Раньше через тренинг "Азбука предпринимательства" у нас ежегодно проходило в среднем 200-250 человек, теперь уже к октябрю таковых было 400. Если прежде формировались группы по 25-30 слушателей, то сегодня не меньше 30, а самая большая, с которой я работал, насчитывала 70 человек.

Каков портрет начинающего предпринимателя?

Евгений Журавлев: Раньше это был мужчина 25-30 лет, недовольный уровнем своего дохода и потому мотивированный на смену деятельности. Сейчас 60-65 процентов обучающихся - женщины.

Согласно эволюционной теории, жизненный цикл продолжат те, кто умеет лучше приспосабливаться, учитывать нарастающие перемены

Чем вы объясните такие перемены?

Евгений Журавлев: Женщины очень активны, им лучше удается позиционироваться в социальных сетях, продвигать коммерческий продукт на старте. И они чаще связывают свою самореализацию с предпринимательством, потому что их привлекает более-менее свободный график, возможность уделять больше внимания семье. Это тот случай, когда общественные ценности не противоречат личным. Почему бы хранительницам домашнего очага не сыграть более значимую роль в построении семейного благополучия? Тем более что такая возможность усилилась с появлением социального контракта, на который женщины идут охотнее мужчин.

Может быть, сказываются и меняющиеся приоритеты: семья начинает восприниматься высшей ценностью, под которую нужно подбирать и работу?

Евгений Журавлев: Моя супруга, сама предприниматель, говорит, что водить ребенка в школу, на занятия в секции и кружки при жестком графике очень проблематично. А бизнес дает определенную свободу при планировании распорядка. Не так давно в Челябинске проводили конкурс "Мама-предприниматель". Я смотрел на участниц и понимал: все у них находится в балансе.

Конечно, существуют и другие причины. Физиологи утверждают, что у мужчин более развито рациональное мышление, а у женщин - эмоциональное. Это априори означает, что и в бизнесе они тоже творцы, и это влияет на результаты.

Приходят ли сейчас в бизнес участники СВО?

Евгений Журавлев: Да, хотя не все рассказывают что-то о себе, есть ребята, о которых я просто знаю, что они оттуда. Недавно помогли авторам двух проектов с составлением заявки и бизнес-планов. Классные парни, безо всякого зажима. Через мои тренинги прошло уже более трех тысяч человек, и я могу сравнивать: снявшие военную форму мужчины проявляют особенно горячее желание погрузиться в новое дело, все вопросы решают очень быстро. Кроме того, повысили свой процент в группах обучаемых студенты. Приходят и люди с производства, из пищевой, легкой промышленности.

Работать в большой компании как минимум спокойнее и надежнее. Но люди готовы к кардинальным переменам?

Евгений Журавлев: Человек, вставший на коммерческую стезю, должен отдавать себе отчет: трудности обязательно будут. Это занятие беспокойное и менее стабильное, чем работа по найму. Но такова природа предпринимательства: здесь требуется искать выход из любой ситуации. И бизнес его находит. Сейчас говорят: нет работников. До этого сетовали, что мало стабильности, правила меняются чуть не ежегодно. Часто слышу о дорогих финансовых ресурсах. Но все трудности бизнес преодолевает. Поэтому задача максимум для государства - помогать ему в этом, минимум - не создавать дополнительных проблем. Наш известный физик нобелевский лауреат Петр Капица подмечал: руководить - значит не мешать хорошим людям выполнять свою работу. В данном случае я перефразирую: не мешать преодолевать трудности и обеспечивать для этого условия.

В какие сферы чаще всего стремятся начинающие предприниматели?

Евгений Журавлев: Гостиничный, ресторанный бизнес, туризм, индустрия красоты. Красота - вечная тема, это направление не знает кризисов. Если выбирать сферы, где самый стабильный спрос на продукты и услуги, они ложатся в основание пирамиды, придуманной американским психологом Маслоу. Это модель человеческих потребностей в виде геометрической фигуры, где "фундамент" образуют базовые - здоровье, семья и т. д. Суть: пока не закрыта нижняя часть, преждевременно переходить к тем, что расположены выше. По-другому: если ты голоден, тебе не интересны произведения искусства - есть более насущная забота. Эта модель перешагнула границы психологии и используется в маркетинге, коммерции. С ее помощью можем наглядно представить и зоны устойчивого спроса.

Выдвигает ли сегодняшний день специфические требования к предпринимателям?

Евгений Журавлев: В большей степени, чем прежде, нужно чувствовать рынок, уметь под него подстраиваться. В нулевых годах события развивались не так быстро. Реализуя проект, достаточно было идти обычным шагом и все успевать. В 2010-е темп перемен стал нарастать, и тем, кто хотел следовать за предпочтениями потребителей, пришлось ускоряться. А сейчас нужна реакция голкипера. Кто несколько лет назад был готов к широкому использованию искусственного интеллекта? Но теперь это обыденность, которую нельзя игнорировать. Способность быстро реагировать на появление подобных инструментов, хорошая адаптивность превращаются в условия выживания. Согласно эволюционной теории, жизненный цикл продолжат даже не самые сильные и самые умные, а те, кто умеет лучше приспосабливаться, учитывать нарастающие перемены.

Но ведь не все мечтающие открыть собственное дело добиваются успеха.

Евгений Журавлев: Конечно. Кто-то открывается и почти сразу же закрывается. Другие останавливаются на полпути и больше не развиваются. Третьи бегут и бегут вперед, начинают предлагать новые товары, осваивать другие рынки. Здесь главное - начать, а дальше бизнес проверит на прочность. Я всегда говорю слушателям: верю в каждого из вас, если вы сюда пришли, то готовы тратить свой самый ценный ресурс. Это действительно так: можно вернуть успех, деньги, но только не время. И если кто-то готов им рисковать, значит, делает осознанный выбор.

Стоит ли рисковать, если у человека нет предрасположенности к деятельности такого рода, необходимых задатков?

Евгений Журавлев: Как-то я слушал выступление очень успешного и известного в России бизнесмена-миллиардера, который напомнил такую статистику: считается, что лишь четыре процента населения - прирожденные предприниматели. И добавил, что сам-то он к этой категории себя не относит. Вот так! Отсутствие предрасположенности можно компенсировать трудом и упорством. Кто-то из известных заметил, что успех предопределяют 99 процентов усилий и лишь один процент гениальности. Поэтому задача людей без явных природных задатков - просто приложить больше усилий. Скажем, на 99,5 процента. И тогда все получится. Хотя черта между удачей и неудачей бывает размыта. Если не все удалось, значит, на этом этапе ты недостаточно трудился, и, когда предпримешь вторую попытку, это следует учесть и больше выложиться для достижения цели.

Можно ли спрогнозировать, как изменится бизнес-среда через несколько лет?

Евгений Журавлев: Скорее всего, будет становиться все технологичнее. Признаки таких перемен есть. Разбирали, к примеру, с нашей слушательницей, что понадобится ей для открытия салона красоты. В числе прочего она запланировала… программное обеспечение. Цифровизация - это нарастающая реальность как в крупных компаниях, так и для субъектов МСП.

Еще одно наблюдение: в бизнес чаще стали приходить люди с уже сформированными идеями, а не только с одним желанием. Этому способствует расширившееся информационное поле, где самостоятельно можно узнать азы. Скажем, формулу успеха Кийосаки. У этого инвестора и пропагандиста предпринимательских компетенций простые и запоминающиеся правила: "Делай то, что у тебя хорошо получается. Делай то, что ты любишь делать. Делай то, за что тебе будут готовы заплатить". И это работает. Когда-то в комнате общежития одного московского вуза несколько студентов обсуждали создание платформы для автоматизированного учета, а сегодня программу "1С" знают везде, ее продают за рубеж. Потому что авторы знали, чего хотели, предвидели спрос и этот проект был им близок.

Конечно, часть открывших собственное дело людей навсегда останется в весовой категории малых предприятий. Другие вырастут, станут партнерами крупных корпораций, которые заинтересованы в возмужании потенциальных поставщиков. Но заложенные в самом начале карьеры принципы все они понесут дальше, в ту среду, частью которой станут сами.