Справиться со вторичными санкциями Кыргызстану помогут дружественные страны

Как справиться с влиянием вторичных санкций на финансовое сотрудничество между Россией и Кыргызстаном? Нужно ли республике отказываться от использования доллара во внешней торговле и как укреплять связи со странами БРИКС? Почему банки Кыргызстана ограничивают операции с российскими партнерами? Ответы искали участники круглого стола, проведенного в Бишкеке центром экспертных инициатив "Ой Ордо".
Чтобы снять угрозу санкций, дружественным странам необходимо использовать в расчетах национальные валюты.
Чтобы снять угрозу санкций, дружественным странам необходимо использовать в расчетах национальные валюты. / Влад Ушаков

Гуля Кожокулова, депутат ЖК КР

Законодатели республики готовы предметно обсуждать вопрос финансового сотрудничества с российскими коллегами в рамках межпарламентской комиссии. Мы - участники ЕАЭС, и нас не может не волновать то, как так называемые вторичные санкции влияют как на наше сотрудничество с РФ, так и на положение наших граждан, работающих в России или в связанных с ней экономических проектах.

Не буду скрывать: в парламенте Кыргызстана есть вопросы к финансовой системе республики. Не вполне понятно, почему наши банки иной раз закрывают глаза на имеющиеся проблемы, а с другой стороны - проявляют излишнюю инициативу.

Санкции вводит известное всем нам государство. Оно руководствуется собственным законом. Но почему же ему подчиняются страны, на которых, казалось бы, его юридические нормы не распространяются? Да, многое в мире взаимосвязано. Мы живем не на необитаемом острове. Но разве справедливо, когда от тех или иных мер страдает государство, которое, по сути, не является участником конфликта?

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров недавно заявил, что не приемлет, когда коллективный Запад указывает нам, что делать. Полагаю, нам необходимо работать в направлении, определенном главой республики. Тем более, что основные торговые и экономические партнеры республики, а также крупнейшие инвесторы относятся преимущественно к СНГ, а не к странам, вводящим санкции.

Михаил Петров, президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза

Брокеры, работающие на нашей площадке, жалуются на огромные сложности с проведением платежей. Из шести фактически проходит только один. И, полагаю, вскоре мы лишимся и этой возможности, потому что привязаны к системам, связанным с западными странами.

На мой взгляд, одна из основных проблем заключается в политике регулятора - Национального банка (НБ) республики. Она сложилась в 1990-е годы, когда создавалась правовая база, регулирующая его деятельность. Мы с коллегами проводили исследование и выяснили, что Нацбанк Кыргызстана не принимает на себя ни функционал, ни обязанности, которые бы служили развитию суверенной экономики республики. Это парадоксально! Главной задачей НБ является поддержание стабильного курса сома но она на самом деле, вторична. При этом Нацбанк так и не стал финансовым институтом, который бы направлял средства или способствовал росту инвестиций в реальные экономические проекты на территории нашей страны.

Я хотел бы снять шляпу перед действующим правительством Кыргызстана. Его деятельность направлена на развитие экономики и страны в целом - на то, чем его предшественники не занимались тридцать лет. Но правительству необходимо развязать руки. На данный момент оно не имеет возможности финансировать проекты крупнее, чем закупка автобусов. Если же необходимы средства на что-то более значимое, кабинет министров вынужден обращаться за рубеж - за кредитами в международные финансовые организации. Это в корне неправильно!

У нас нет реальной необходимости занимать деньги за рубежом. На самом деле мы вполне способны самостоятельно финансировать проекты развития на нашей территории. Причем собственной валютой. Сом до крайности недооценен, хотя и обеспечен реальными ресурсами, включая золото и другие полезные ископаемые.

Мы располагаем большим потенциалом для развития. Наша республика географически расположена в центре транснациональных коридоров. Чтобы использовать это преимущество, нам необходима альтернативная платежная система, развитие отношений со странами БРИКС, а внутри страны нужно создать действенный механизм поддержки крупных проектов, каким, к примеру, нужно назвать транзитную железную дорогу из Китая.

Алмаз Насыров, доктор экономических наук, эксперт, экс-глава Национального института стратегических исследований

Наступает так называемая постбреттонвудская эпоха. Система отношений между государствами, установленная странами Запада, разрушается, и это результат их санкционной политики. Сегодня мы понимаем, что процесс глобализации, в который нас и другие постсоветские страны втянули в 1990-е, сделал нашу экономику крайне уязвимой перед воздействием извне.

Что делать? Прежде всего, четко продумать, с кем работать и в каком направлении двигаться. На мой взгляд, ответ очевиден. Откуда поступает львиная доля денежных переводов? Из России. Куда чаще всего едут работать наши граждане? В Россию. На рынки каких стран поставляются товары из Кыргызстана? России, государств ЕАЭС и дружественных им стран.

Критика в отношении банковской системы Кыргызстана понятна. Однако нам всем известно, что она является заложницей отношений, сложившихся с Западом. Как уменьшить эту зависимость? Необходимо разработать альтернативную финансово-платежную систему, чем, кстати, сейчас активно занимаются в БРИКС. Более того, именно в эти страны сейчас перемещается золотой резерв, некогда хранимый на Западе.

Если Кыргызстану удастся присоединиться к альтернативной системе, мы сможем проводить как минимум 95 процентов платежей по внешнеторговым операциям в национальной валюте. Важным фактором финансовой устойчивости станут золото, которого у нас в достатке, и цифровые финансовые активы.

Анвар Абдраев, президент Союза банков Кыргызстана

Ситуация, о которой мы говорим, создана не Кыргызстаном, не парламентом, не правительством и тем более не нашими банками, но отразилась на всех. Хуже того, стала большой проблемой для всего мира. Это факт. Как нам быть? Работать с теми, с кем выгодно и там, где присутствуют наши интересы. И наш президент об этом четко заявил.

Еще в 2008-2009 годах я неоднократно поднимал с коллегами из других стран вопрос о создании системы взаиморасчетов наподобие той, что действовала в СССР, чтобы проводить их в нацвалютах. К сожалению, ко мне не прислушались. До сих пор большой объем платежей, которые осуществляются даже с близкими нам странами, по-прежнему выполняется в долларах. Хотя, к примеру, покупательная способность сома выше, чем у резервных валют.

Мы пытаемся решать проблему платежей между Кыргызстаном и Россией и обсуждаем ее с коллегами из РФ. В Союзе банков создана рабочая группа, которая нацелена на то, чтобы помочь бизнесу, не нарушая нормы, принятые на международном уровне. Мы не можем выйти из этих рамок. В противном случае - потеряем многое, включая то, что сейчас Кыргызстан стал на постсоветском пространстве в некоторой степени финансовым хабом.

Проблему, думаю, мы все же решим, но нужно сделать все это аккуратно. Мы изучаем возможность использования новых технологий и пригласили к обсуждению коллег из соседних стран, чтобы понять, сможем ли мы воспользоваться подобными инструментами, готовы ли признать, к примеру, виртуальные активы платежными средствами. Трудность заключается в том, что в некоторых странах это пока запрещено и существует риск попасть в "серую зону". Возможны и другие варианты.

Мурат Мусабаев, системный аналитик

У проблемы, возникшей с проведением платежей с Россией, есть корень. Это - доллар, который стал токсичным. Долгое время многие страны мирились с подобной его особенностью, даже когда американцы экстраполировали свою инфляцию на другие валюты, пока регулятор в США не стал предпринимать действия, которые можно охарактеризовать как грабеж. Соединенные Штаты начали накладывать аресты на счета, замораживать активы, чем возмутились даже арабы, долгие годы тесно с ними сотрудничавшие.

Сегодня многим стало очевидно, что проблему не снять, если не будет создана альтернативная и более справедливая система взаиморасчетов между странами. БРИКС, как известно, намерен решить этот вопрос, сделав упор на использование других валют или ресурсов. Если сделать это удастся, выгоды почувствуют все страны, включая Кыргызстан. Наша национальная валюта не выполняет инвестиционные функции потому, что мы платим за товары, поступающие из-за рубежа, так называемой резервной валютой - долларами.