Выставка уникальна: здесь представлены 50 работ, в том числе малоизвестных как из частных коллекций, так и из собраний местных музеев. Они выполнены в разных техниках (масло, пастель, темпера, уголь) и отражают многие грани творчества художницы. Это и знаменитые автопортреты, и портреты ее детей, и мастерски выписанные пейзажи - плоды поездок по регионам Франции, путешествий в Марокко, Италию, Швейцарию.
В экспозиции также впервые представлены личные вещи и инструменты одной из главных художниц-женщин XX века: мольберт, кисти и краски, что дает возможность посетителям представить себе атмосферу, в которой создавались шедевры.
Как отметил выступивший на церемонии открытия посол РФ во Франции Алексей Мешков, нынешняя выставка работ Зинаиды Серебряковой "является, пожалуй, важнейшим российским художественным проектом за рубежом в этом году".
В свою очередь куратор выставки правнучка художницы Анастасия Николаева рассказала о необычно сложившейся творческой судьбе Серебряковой.
"Если в России она стала известной уже в начале прошлого века, когда автопортрет "За туалетом" (а он написан, когда ей был всего 21 год) сразу приобрела Третьяковская галерея, то после революции ее семья оказалась в весьма стесненном материальном положении".
Именно поэтому, по словам куратора выставки, ее прабабушка летом 1924 года отправилась во Францию, чтобы "вырваться из нужды, исполняя заказные портреты".
Не помышляла там остаться надолго, но оказалось навсегда. На родине своих предков (а она родилась в талантливейшей семье Бенуа-Кавос-Лансере, в свое время переехавших в Россию из Франции и Италии) Зинаида Серебрякова много и плодотворно работала, сохраняя верность выбранному реалистичному пути.
Во Франции первая персональная выставка художницы прошла в Париже в 1927 году, а последняя спустя 11 лет - в 1939-м.
В Россию ее картины вернулись в середине 60-х годов, когда в Москве и Ленинграде с огромным успехом прошли выставки выдающейся художницы .