В следующие пять лет некоторые категории товаров почти полностью перейдут в онлайн-продажи, сказал на выставке-конференции Mallpic в Сочи гендиректор агентства "INFOline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Это косметика, парфюмерия, фэшн-товары, бытовая и компьютерная техника. "Фактически останутся только те ритейлеры, которые смогут объяснить потребителю, зачем ему приходить в магазин и какой покупательский опыт он получит", - сказал Бурмистров.
В то же время развитие онлайн-продаж продуктов питания замедляется, отметил он. Сейчас по сервисам онлайн-доставки Россия практически опередила остальные страны, считает он. К примеру, в Южной Корее невозможно заказать доставку продуктов, чтобы их привезли через час, рассказал он. Там можно заказать вечером, утром приезжает курьер и раскладывает заказы около дверей квартир. Но если ты забыл с вечера заказать - твой завтрак или обед день в день уже никто не привезет.
Россия - лидер в мире по доле расходов на "последнюю милю", которые не оплачивает потребитель, подчеркивает Бурмистров. Россиянин привык к бесплатной доставке. В онлайне цена товара выше, чем в оффлайне, но даже не у всех, отметил эксперт. А на рынке непродовольственных товаров потребитель этого и вовсе не поймет, считает он - тогда клиент пойдет покупать на маркетплейс, и ничего, что там не совсем такой товар. В то же время непродовольственные товары обычно доставляют в пункты выдачи, тогда как продукты - как правило, курьером домой, а курьер стоит "как космический корабль", сказал Бурмистров.
Только несколько продуктовых ритейлеров (высокого ценового сегмента) получают прибыль от доставки. Остальные в лучшем случае выходят в ноль, но постепенно с учетом роста стоимости денег это будет все более накладно.
Потребитель сейчас находится в самом выгодном положении, получая по сути по цене оффлайн сам продукт и услугу, которая сейчас очень дорогая и сложная.
Вероятно, торговые сети поймут, что переинвестировали - взяли склад на вырост, на всякий случай наняли курьеров. И возможно, считает Бурмистров, рынок пойдет по пути передачи услуг доставки на аутсорсинг.