Как заработать на мусоре

За время мусорной реформы, которая стартовала в России в 2019 году, доля перерабатываемых отходов выросла на 36 процентов. Но потенциал развития сортировки и рециклинга все еще колоссален. К 2030-му в стране планируют запустить 400 заводов по переработке вторсырья и восемь экопромышленных парков. Отрасль пользуется вниманием и поддержкой государства, и это хорошее поле деятельности для региональных инвесторов.

Вместе с тем действующие предприятия по рециклингу работают не на полную мощность из-за банальной нехватки вторсырья. Основная часть мусора захоранивается без сортировки. Определенные фракции отходов заводы готовы покупать за большие деньги. Отобрать незагрязненное вторсырье из общей массы, накапливаемой в мусорных баках, крайне сложно или невозможно. А вот работа с физлицами в частном порядке позволяет получать довольно качественное вторсырье и извлекать прибыль, отправляя его на переработку.

Несмотря на востребованность таких услуг, в регионах есть случаи закрытия пунктов приема вторсырья. Это происходит, когда предприниматели сосредоточены только на социальном аспекте своего бизнеса и не уделяют должного внимания коммерческим вопросам. Сказываются отсутствие компетенций, ошибки в логистике или отношениях с возможными заказчиками.

Опыт показывает, что люди готовы и рады даже бесплатно разделять и сдавать мусор. Тем более они будут делать это, если станут получать за него деньги. Сбор фракций у физических лиц может достигать 60 процентов от общего объема партий, отправляемых на переработку. Доля здесь зависит от плотности населения в конкретной локации.

Так, в городе Острогожске в Воронежской области проживают не больше 30 тысяч человек. Местный пункт приема и сортировки закупает вторсырье у физических и юридических лиц в равных пропорциях. Бесперебойная работа точки приносит чистую прибыль в размере 350 тысяч рублей в месяц.

Оптимизировать расходы на логистику и получить более выгодные закупочные цены позволит расширение количества партнеров внутри региона

Оптимизировать расходы на логистику и получить более выгодные закупочные цены за счет крупных партий позволит расширение количества партнеров внутри одного региона. Чем больше пунктов, тем эффективнее и проще работа. Запустить точку приема и сортировки сегодня можно по франшизе, сняв часть рисков благодаря поддержке управляющей компании. Она предоставит готовый план продвижения с макетами промоматериалов, настройкой и запуском рекламы, поможет выстроить логистические цепочки, даст контакты поставщиков и заводов-потребителей, технические руководства и рекомендации, а также проконсультирует по поводу возможного получения государственных субсидий.

Сам по себе этот бизнес несложен. Нужно арендовать помещение с минимальным ремонтом (или провести его), заказать вывеску, установить базовую мебель и пресс для формирования более плотных брикетов отходов, купить технику для рабочего стола приемщика, оборудовать помещение системами видеонаблюдения и сигнализации. Безусловно, потребуются расходы на маркетинг и небольшой денежный запас на первые нужды. При самостоятельном открытии пункта приема можно уложиться в полмиллиона рублей.

Ключевой момент - выбор локации. Оптимально, конечно, открываться в густонаселенном спальном районе и поближе к местам концентрации предприятий сферы услуг (магазинов, пункты выдачи заказов от маркетплейсов, автосервисов, рынков).

Если пункт расположен не в отдаленной промзоне и предлагается конкурентная заработная плата, поиск сотрудников займет считаные дни. Важно, чтобы условия труда были приличными, - современный пункт приема можно содержать в чистоте, не превращая в захламленный ангар, можно организовать работу так, чтобы сотрудникам не приходилось поднимать тяжести. Персонал необходимо обучить методам приемки, сортировки, прессования и хранения фракций, объяснить технику безопасности, установить количество и объемы готовых к отправке партий вторсырья.

Прозвучит, может быть, странно, но особых трудностей в запуске и ведении бизнеса на сборе вторсырья нет. Низкий порог входа, простая экономика, элементарный по сравнению с другими сферами деятельности подбор помещения, оборудования и персонала, относительно дешевый маркетинг. Единственная настоящая сложность, которая может возникнуть, связана с логистикой и сбытом.

Чтобы пункт приема работал с прибылью, стоит ориентировать на базовые виды сырья, не стремясь из добрых побуждений к слишком широкому ассортименту. Так, картон и обычную бумагу (газеты, журналы, книги без обложки) можно покупать по три рубля за килограмм и продавать по 8,5. Алюминиевая банка принимается по 30 рублей за кило, сдается на переработку по 80. Для полиэтилена и стрейч-пленки расценки держатся на уровне 15 рублей при сдаче и 50 - при продаже на завод. ПЭТ-бутылка принимается по пять рублей за килограмм в пунктах приема и по 45 - на заводах.

Переработка вторичных материалов имеет впечатляющую рентабельность. Например, рециклинг ПЭТ-бутылок может добавлять к цене сырья до 900 процентов, алюминиевых банок, стрейч-пленки и ПВД - от 500 до 600. Даже картон с наценкой около 300 процентов остается конкурентоспособным, поскольку его всегда много и он обеспечивает стабильный доход.