Подготовка документа стала реакцией на "майский" указ президента России, который предписывает увеличить вложения (внутренние затраты) в исследования и разработки до двух процентов ВВП. В сравнении с 2022 годом (последние доступные официальные данные) в среднем по России это означает фактически двукратный рост.
Разработчики концепции признали, что для Вятки достижение такого уровня вложений в НИОКР - фактически недостижимый идеал. Например, в регионе всего два предприятия получили статус "малой технологической компании". Еще две фирмы, включая компанию косметическую "МиКо", на площадке которой проходило обсуждение, претендуют на его получение. Термин "малая" не должен вводить в заблуждение. Для небольших и средних регионов их допустимый годовой оборот в 4 млрд рублей более чем заметен. Кстати, по указу президента оборот таких фирм к 2030 году должен вырасти в семь раз.
Статистика дает куда более точную оценку текущего положения региона в сфере НИОКР. Два года назад по данным Росстата показатель инвестиций в исследования и разработки в регионе был зафиксирован на отметке ниже 0,7 процентов ВРП (3,8 млрд рублей). По предварительным оценкам в 2023 году он составлял 0,8 процента. Впрочем, даже это не самый низкий уровень ориентации на новые технологии в Приволжье (1,16 процента в 2022 году) и примерно равен доле расходов по этой статье в экономически мощном и технологически развитом Татарстане.
Впрочем, большинство регионов ПФО кратно отстают от настоящих лидеров макрорегиона. Фактический центр новых технологий Приволжья сформировался в Нижегородской области. На территории этого региона в 2023 году на исследования и разработки было направлено более 130 млрд рублей. В 2022 году доля этих расходов составила 4,4 процента валового регионального продукта. Правда, с 2016 года там сформировался тренд на сокращение этой статьи использования ВРП.
Важным направление исследований и разработок является и для Ульяновской области (3,6 процента ВРП). Что характерно, в обоих регионах отмечается масштабное присутствие субъектов атомной индустрии и связанных с ней научных организаций.
Если вернуться к планам вятских властей, то они куда скромней. К 2030 году даже не планируется стать центром технологий, сопоставимым по значимости с этими регионами. 1,2-1,3 процента - предел мечтаний, изложенных в региональной стратегии.
- В целом документ построен на основе глобалистского мифа с его центральным элементом в виде стартапов (часто студенческих). Постулируется, что результаты хаотичных исследований начинающих ученых и инженеров должны привлечь "добрых бизнес-ангелов". Неких толстосумов, которым некуда девать деньги. Десятилетия попыток реализовать этот концепт в России оказались тщетными. Федеральное правительство сейчас вынуждено бороться за технологический суверенитет, - констатирует бизнес-консультант Алексей Вологдин, познакомившийся с отдельными материалами разработанного документа.
Хаотичность научно-технологической политики нашла отражение и в выделении перспективных направлений развития НИОКР на территории Кировской области. Из девяти общефедеральных приоритетов на Вятке с ее минимальными ресурсами выбрали шесть.
Рассматривая свою отрасль, член общественного совета регионального министерства промышленности и предпринимательства, топ-менеджер крупного машиностроительного завода "Авитек", Эдуард Носков обратил внимание на то, что в его сфере вместо очень широкого направления "станкостроение" следовало бы сосредоточиться на разработках в сфере узких но конкретных узлов. В качестве примера он привел шпиндели металлорежущих станков. Такой подход позволил бы насытить спрос российского станкостроения по этой статье действительно отечественной продукцией.
При всех вопросах содержанию, новая региональная стратегия научно-технологического развития выделяет и действительно серьезные проблемы. Так разработчики выяснили, что на Вятке нет сертифицированных лабораторий и вивариев, на базе которых можно было бы оформлять ту же разрешительную документацию при выводе на рынок новых продуктов.
Основные надежды решения этой проблемы пока что связываются с созданием в регионе кампуса мирового уровня. Однако, заявка на многомиллиардное федеральное финансирование пока находится в подвешенном состоянии. Запланированное на август подведение итогов конкурса так и не состоялось.
Сами же промышленники в ходе обсуждения презентованной концепции основное внимание уделили механизмам размещения заказов на НИОКР. То есть диаметрально противоположному подходу, основанному на спросе на новые технологии. Например, была поднята тема взаимодействия промышленных компаний с высоким уровнем секретности с университетами и их реальных возможностей по ведению работ по заданной тематике. Акцент здесь в первую очередь касается разработки более совершенных технологий производства изделий, на которые уже имеется заказ.
От того насколько разработчикам вятской стратегии научно-технологического развития удастся ответить на эти вопросы реального сектора, зависит станет ли документ забытой декларацией о намерениях или послужит базой для достижения целей национального развития.