На основе многолетнего опыта специалисты советуют обязательно "переобуться" тогда, когда дневная температура в течение пяти дней подряд не поднимается выше +5 градусов. Но чтобы неожиданно не оказаться на летних покрышках в гололед или снегопад, обратиться в шиномонтаж следует, как только дневная температура опустится ниже +7 градусов. В Петербурге такая погода наступила как раз на стыке октября и ноября.
В крупных сервисных центрах и станциях техобслуживания, для которых услуга шиномонтажа не является основной, предварительная запись на смену шин активно "разбиралась" клиентами еще в последнюю неделю октября. Так, в одной из СТО популярной в городе франчайзинговой сети в понедельник, 28 октября, автору этих строк удалось записаться на шиномонтаж только на 4 ноября, то есть очередь была ровно на неделю вперед. Аналогичная ситуация была и на других станциях в спальных районах; чуть быстрее, за три-четыре дня, можно было попасть на шиномонтаж кое-где только в центре города, где меньше плотность населения.
"Погода в этом году держалась теплая весь октябрь, поэтому водители не торопились и довольно размеренно меняли резину. Первыми на СТО приезжали владельцы фрикционных шин, но в последние дни поехали и те, у кого шипы", - поделился с "РГ" Владимир Александров, руководитель автосервиса сети FIT Service в Санкт-Петербурге. Основной спрос на услугу шиномонтажа здесь ожидают в первой половине ноября, когда погода уже не оставит выбора водителям, заботящимся о безопасности дорожного движения.
И все-таки лучше не дожидаться, когда наступит пресловутый "день жестянщика", а к шиномонтажным мастерским выстроятся огромные очереди. "Очередь - это не только некомфортно, но и высокий риск ошибки мастера по шиномонтажу. Когда поток большой, даже профессионалы могут ошибиться. Стоимость резины в настоящее время довольно существенная, поэтому берегите время и деньги, записывайтесь на услугу до наступления заморозков", - советует технический директор FIT Service Никита Родионов.
По словам Владимира Александрова, стоимость шиномонтажных работ в этой сети в течение года корректировалась только в пределах инфляции. В то же время, по данным статистики, в целом по рынку цены на шиномонтаж этой осенью увеличились примерно на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Но это "температура по больнице" - в некоторых шиномонтажных мастерских рост цен достигает 30 процентов, причем по сравнению не с прошлой осенью, а с весной текущего года.
Разброс действующих расценок среди сервисов также очень существенный. Например, за смену весьма распространенной 16-дюймовой резины в Петербурге просят от 2500 до 4500 рублей за четыре колеса, причем одни мастерские считают одинаково для седанов и небольших кроссоверов, другие же автоматически добавляют последним существенную наценку. При повышенном спросе в условиях резкого ухудшения погоды цены могут быть еще выше - желание подзаработать на ажиотаже никто не отменял.
На рост цен в шиномонтаже и вообще в автосервисах, помимо инфляции, влияет и кадровая ситуация. "Сегодня в отрасли есть дефицит квалифицированных специалистов, чтобы платить достойные зарплаты и привлекать кандидатов, мы корректируем прайс", - объясняет Никита Родионов.
По данным геоинформационной системы 2ГИС, средний чек, в котором среди прочих работ присутствует услуга шиномонтажа, в начале октября на российских автосервисах составлял 8380 рублей, что на 15 процентов больше, чем в прошлом году. По итогам осеннего сезона прибавка наверняка увеличится.
Напомним, с 2023 года в России законодательно установлена необходимость использования зимних шин с декабря по февраль. Согласно статье 12.5 КоАП, штраф за езду зимой на летней резине составляет 500 рублей. Но на практике инспекторы ДПС водителей за это нарушение не наказывают, ограничиваясь предупреждением и рассчитывая, что человек за рулем сам осознает тот риск, которому подвергает себя и других участников движения.
Зимние шины, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также знаками М+S, M&S или M S. К зимним шинам относятся как шипованные, так и шины без шипов, со специальным протектором, получившие известность как "липучки". В традиционном споре о том, какие зимние шины предпочтительнее - шипованные или без шипов, - специалисты рекомендуют исходить из конкретных дорожных условий, в которых предстоит ездить.