Всего, по данным "Автодома", за первое полугодие 2024-го в России продали больше 415 тысяч китайских машин - это 58 процентов общего объема рынка. Как сообщила директор департамента коммуникаций автомобильного холдинга Анна Уткина, в лидерах оказался самый западный регион страны, следом за ним - Северная столица с долей китайских авто на рынке 74,5 процента. Замкнула тройку лидеров Москва с показателем 69,9 процента.
- Самым большим спросом машины из Поднебесной пользовались в тех регионах, где раньше спрос ориентировался на западные марки. Этот тренд продолжает набирать обороты. Только с января по июль текущего года доля дилеров китайских автомобильных брендов увеличилась с 60 до 66 процентов, - подчеркнула эксперт.
Именно прошлая зависимость от европейского рынка спровоцировала такой бурный спрос на азиатские авто в Калининградской области. Еще буквально 10-15 лет назад по дорогам российского эксклава ездили исключительно "немцы" - Volkswagen, Mercedes, BMW или, например, "французы" - Renault и Peugeot. Часть из них собирали непосредственно в регионе. Затем этот европейский букет разбавили корейцы в лице KIA и Hyundai. Отечественная "Лада" никогда не была здесь популярной в большей степени из-за сложной логистики.
После санкций 2022 года многое изменилось. Западные автоконцерны начали массово уходить с рынка. Калининградский завод "Автотор" вынужденно переключился на сборку автомобилей из КНР, а привычные калининградцам дилерские центры европейских, японских и французских брендов быстро сменили названия на непонятные китайские аббревиатуры. Сработал закон рынка, и началось банальное замещение ушедших с него продуктов.
По итогам прошлого года продажи китайских автомобилей в регионе резко подскочили на 40 процентов. На это в том числе повлияли льготные предложения от дилеров и скидки производителей.
- Здесь можно говорить о некой обреченности покупателей из-за невозможности купить некитайский автомобиль. Раньше многие калининградцы не доверяли машинам из Поднебесной, однако после ухода привычных брендов с рынка и ощутимого скачка цен на авто с пробегом у них фактически не осталось выбора, - отметил руководитель отдела продаж калининградского дилерского центра Александр Тихомиров.
По сути, сегодня современный китайский седан или кроссовер, собранный на заводе в Калининграде, местным предлагают по цене, за которую раньше можно было купить чуть ли не новый Mercedes или BMW. Прямое сравнение экстерьера и интерьера, качества материалов, плавности хода и надежности двигателя машины из КНР, по понятным причинам, не выдержат - по крайней мере те, что доходят до российского рынка.
Жители самого западного региона страны избалованы европейскими авто, поэтому заставить их купить "китайца" можно только путем тотального замещения предложения. Когда вариантов не остается, покупаешь то, что есть.
Вопросы у жителей региона вызывает и ремонтопригодность китайских автомобилей. Пока их обслуживанием занимаются исключительно официальные дилеры. После истечения гарантии починить там что-либо часто в два, а то и в три раза дороже, чем в условном гараже.
- Сейчас китайский автопром сильно изменился - это уже не те машины, которые продавали 15 лет назад. Они достаточно надежные, и пересаживаться на них с "европейцев" можно. Однако как дальше с ними работать после истечения трехлетнего гарантийного срока, неясно. Есть сложности с поставками комплектующих и обилием электроники, за которую далеко не каждый специалист в регионе возьмется, - рассказал директор сервиса по ремонту авто Артем Прокошин.
Исключение составляют автомобили из Поднебесной, где установлены двигатели от японской компании Mitsubishi, - это некоторые модели Cherry, Haval и других брендов из КНР. Их несложно ремонтировать, да и агрегаты в целом надежные. Такие авто, убежден эксперт, "проживут" на калининградском рынке дольше.
Еще один интересный факт: предпочтение новому автопрому из КНР отдают люди, которые относительно недавно переехали в российский эксклав и уже имели опыт соответствующей эксплуатации. На вторичном же рынке по-прежнему доминируют предложения прошлых лет от корейских, японских и европейских брендов. А вот китайских авто с пробегом практически не найти.
Аналитики говорят о том, что многие просто не готовы к такому переходу, поскольку не понимают процесс старения марок из Поднебесной и их техническое состояние после трех лет использования. Это во многом влияет на принятие решения о покупке китайской машины.
Неоднозначную позицию россиян касательно китайских машин подтвердили результаты социологического опроса, который провели страховщики. Подавляющее большинство опрошенных - 40 процентов - ценят авто из Поднебесной за технологии и оснащение. Лишь для 21 процента привлекательной стала цена. А вот за надежность машины из КНР оценили лишь 17 процентов респондентов.