Быстроходные суда на подводных крыльях "Валдай" берут на борт 45 пассажиров. С весны два таких судна выполняют регулярные рейсы по маршруту Ростов-на-Дону - Азов. Время в пути - 45 минут. Цена "взрослого" билета - от 400 рублей. Летом запущены маршруты в станицу Багаевская (650 руб.) и Семикаракорск (900 руб.). Перевезли более 18 тыс. пассажиров.
Для молодых поездка по воде в другой город в диковинку, для старшего поколения - ностальгия. 30 лет назад "Ракеты" и "Кометы" ходили регулярно. Сегодня в донских городах и станицах инфраструктура пассажирских перевозок не сохранилась. Даже речной вокзал в Ростове-на-Дону распродан под коммерческие площади. Выход - в строительстве понтонных причалов, они заменят пристани. И суда будут заходить в широко известные за пределами региона туристические станицы - Старочеркасскую, Пухляковскую и Романовскую.
Как сообщается в докладе донского минтранса, ожидается поставка более вместительных судов на подводных крыльях, они могут перевозить до 120 пассажиров. К 2026 году это возродит туристические маршруты из Таганрога в Ростов-на-Дону и далее вверх по течению Дона через Цимлянское водохранилище до города Калач-на-Дону в Волгоградской области. А в 2027 году откроют уже морские линии с городами Мариуполь, Керчь, Анапа, Ялта. Власти уверены, что это станет альтернативой автомобильному и железнодорожному сообщению. Переговоры по этим вопросам между регионами уже идут.
"Идея связать водным маршрутом города Черноморско-Азовского бассейна имеет хорошие перспективы, если рассматривать движение судов между Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Анапой, Ейском, Керчью и Ялтой в туристическом ключе", - считает эксперт и общественный представитель Агентства стратегических инициатив в регионе Елена Ищенко. В Керчи и Ялте для приема пассажирских судов на подводных крыльях вся инфраструктура есть. Скоростные пассажирские суда начали строить и на феодосийском заводе "Море" в Крыму. Опыт у предприятия богатый еще с советских времен.
По мнению Ищенко, логично было бы продлить маршрут до Севастополя. В курортный сезон 2022 года маршрут Севастополь - Ялта выполнялся и был востребован. Билетов было не достать. Поездка в одну сторону занимала около двух часов. До пандемии "Комета" выполняла два круговых рейса в день, за четыре месяца перевозила 40 тыс. пассажиров. "Развитие пассажирских перевозок по Азовскому морю и Дону будет пользоваться спросом, - уверена и гендиректор туркомпании из Таганрога Анна Цыганкова. - Учитывая протяженность маршрутов, имеет смысл подумать и о строительстве дополнительных средств размещения или даже современных дебаркадеров для временного размещения туристов в поездках".