Ангелина Угланова - выпускница сельской школы в Амурской области. Дочь педагога из амурского поселка Орлиный, который находится среди сопок в тайге, далеко от большого города, здесь нет крупных предприятий. У школьников часто нет понимания, что делать после получения аттестата.
Ангелина - одна из 4,5 миллионов школьников, уже получивших билет в будущее, причем в буквальном смысле.
"Билет в будущее" - всероссийский проект ранней профориентации школьников, начался по поручению Президента РФ Владимира Путина в рамках нацпроекта "Образование" с 2018 года в 89 регионах страны и в городе Байконуре.
Сегодня Ангелина - начинающий, но успешный менеджер по туризму. Счастлива в профессии и говорит, что точно на своем месте.
В 2021 году в ее маленькую школу пришел проект "Билет в будущее".
"Дочь никак не могла определиться, ее интересовали разные направления, - рассказывает мама Ангелины Ольга Угланова. - Но уже в 11 классе, когда школа стала участвовать в проекте "Билет в будущее", она успела пройти диагностику и профориентационную пробу. И это дало результат".
По словам самой Ангелины, она задумывалась о будущей профессии с седьмого класса, искала информацию в интернете.
"Ни финансовая сфера, ни юриспруденция, которые советовали родители, меня не привлекали, - рассказывает девушка. - А как начала участвовать в проекте "Билет в будущее", влюбилась в сферу туризма. На профпробах в Амурском госуниверситете мы разрабатывали логотип для туристической базы. Это увлекло не на шутку. Когда пришло время поступать, родители переживали: была пандемия коронавируса, с туризмом все было сложно. Но, к счастью, пандемия закончилась, а турпоток из приграничного Китая в Амурскую область только растет".
Ангелина советует нынешним школьникам, которые теряются при выборе профессии ориентироваться на то, чего хотят сами, слушать сердце и не пропускать мимо ушей присоединяться к проекту, обязательно участвовать в профпробах и экскурсиях, общаться с представителями профессии мечты, чтобы понять ее лучше.
"Важно не сидеть и гадать: кем я хочу быть? Важно пробовать, иметь активную позицию: узнавать, ходить, смотреть, делать, приобретать опыт, - считает куратор проекта "Билет в будущее" в Амурской области Анна Воронина. - А еще очень важно соотносить свои планы с региональной экономикой. Знать, где сегодня и кто нужен? Работа должна выполнять две функции: удовлетворять твои потребности, грубо говоря, кормить тебя, а еще - приносить удовольствие. Удовольствие приносит то, что легче всего и лучше всего получается".
Геймдизайнер? Инженер-биохимик, плотник? Такие разные профессии, но и о них, и о многих других ученики 6-11 классов сегодня могут узнать в проекте "Билет в будущее", в частности, на внеурочных занятиях школьного курса "Россия - мои горизонты", а также на практических мастер-классах от специалистов, экскурсиях по предприятиям и на профориентационных пробах.
Тысячи профпроб проходят сегодня по всей стране по 300 специальностям. Только в Амурской области в этом сезоне согласованы программы по 70 профпробам, многие из них - впервые. К примеру, в Благовещенском политехническом колледже готовы семь профпроб, четыре из них - новые: к уже привычным лаборанту-экологу, специалисту по информационной безопасности и геодезисту прибавились слесарь по ремонту автомобилей, техник-эколог, разработчик веб-сайтов, оператор БПЛА.
"На каждой профпробе мы можем принять по восемь человек, то есть по 56 школьников в день. И готовы так работать хоть ежедневно, ведь для нас это тоже важная история", - заверила методист Благовещенского политеха Татьяна Мулявко.
Профпробы в реальных условиях производства организуют и предприятия, которые заинтересованы в подготовке кадров. А учебные заведения проводят экскурсии для будущих абитуриентов.
"В мое время, когда я только закончила школу, учебно-производственные комбинаты уже ушли в прошлое, а о профессиях я узнавала из толстого справочника "Куда пойти учиться: минимум фотографий и мелким текстом - условия поступления, - вспоминает советник директора Благовещенского политехнического колледжа по воспитанию Мария Збарацкая. - Сейчас мы приглашаем абитуриентов к себе, у них есть возможность "потрогать" профессии, пообщаться со студентами и преподавателями".
Выбирая себе профессию, ребенок может прислушаться к советам родителей или топовых блогеров, вдохновиться историями успеха известных бизнесменов или звезд, но выбор сделать, ориентируясь на знания, полученные в профильных классах, проектах "Билет в будущее", "Первая профессия", "Профессионалитет". Эти инструменты, предоставленные государством бесплатно, помогут открыть глаза на свое предназначение.
"Конечно же, главный способ определиться с профессией - изучать информацию со всех сторон. Сегодня государство предлагает массу возможностей, чтобы профессиональная траектория ученика была более точной и, так скажем, востребованной на современном рынке труда", - говорит Людмила Винарская, руководитель координационного направления Фонда гуманитарных проектов - оператора проекта "Билет в будущее".
Специалисты уверены: активная профориентационная работа - от онлайн-диагностик на платформе до профессиональных проб в реальных условиях предприятий всех сфер - поможет ребенку ответить на сложные вопросы: кем быть, куда поступать, чтобы выучиться на конкретного специалиста? Вдобавок рядом с каждым участником "Билета в будущее" находится педагог-навигатор, готовый поддержать ребенка перед стартом в профессиональную жизнь.