По данным Росздравнадзора, частных медицинских организаций у нас почти в три раза больше, чем государственных. В основном бизнес работает в таких областях, как косметология, стоматология, акушерство и гинекология. Чаще всего пациенты жалуются на качество медпомощи, соблюдение этики и в целом на работу платных клиник. Пять процентов всех обращений связаны со смертью их клиентов.
Как сегодня контролируется платная медицина? В связи с мораторием на проверки главный акцент делается на профилактику нарушений, сообщила заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина при обсуждении темы в Совете Федерации. Для плановых проверок используют риск-ориентированный подход: каждая клиника отнесена к определенной группе риска.
- Поскольку частные медицинские организации не оказывают большого количества услуг, в основном они входят в группы невысокого риска. Поэтому даже без моратория, который действует с 2022 года, они проверяются достаточно редко - раз в шесть лет. Внеплановые проверки проводятся только по согласованию с органами прокуратуры и при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, - пояснила Ирина Серегина.
При этом в деятельности 93 процентов медорганизаций, проверенных в 2024 году, выявлены нарушения. На первом месте - несоблюдение порядка оказания медицинской помощи, схем маршрутизации и стандартов оснащения. На втором - нарушения внутреннего контроля качества и безопасности. Также в частных клиниках зачастую не информируют пациентов о возможности получить помощь не платно, а в рамках ОМС.
В специализированных клиниках фиксируются свои нарушения. Так, в организациях, оказывающих гинекологическую помощь, особенно часто проводят искусственное прерывание беременности без лицензии. Онкологи не всегда направляют пациентов к нужному специалисту для верификации диагноза, а также превышают сроки исследований.
- У нас нет в этой сфере защиты как таковой, - считает президент общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Северский. - Для контроля качества есть надзорные органы, но как быть с восстановлением прав и компенсациями потерь? К нам приходит человек, у которого ребенок погиб из-за врачебной ошибки, - он не знает, куда ему обращаться. Это не входит в полномочия ни Росздравнадзора, ни прокуратуры. Мы давно предлагаем либо отделить надзорный орган от системы здравоохранения, либо создать отдельную прокуратуру, которая будет специализироваться на нарушениях прав пациентов - по аналогии с природоохранной.
В последнее время бурно развивается рынок косметологических услуг. По сути, это разновидность медицинской деятельности, но занимаются ею кто угодно и где угодно - в парикмахерских, на дому, по интернету, отмечает председатель "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов. При этом применяются средства неизвестного происхождения, в связи с чем возникает масса рисков для потребителей.
- Число предостережений растет по всем видам экономической деятельности, связанным с медицинскими услугами. Но особенно выделяется рост количества нарушений в сфере применения контрольно-кассовой техники. То есть услуги, которые получает потребитель, не оформляются документально. Если возникнут какие-либо проблемы, он даже не сможет доказать, что обращался в эту организацию, - подчеркнул Олег Павлов.
Пациенты жалуются не только на частные клиники, но и на оказание платных услуг в государственных организациях. Известная ситуация: врач до четырех часов ведет пациентов по ОМС, а потом работает за плату, отмечает первый зампредседателя профильного комитета СФ Вячеслав Наговицын.
- При этом невозможно отследить, как используется оборудование. Пациент жалуется: "Мне врач сказал, что МРТ можно сделать только через четыре месяца. Но потом я вижу, что за плату его делают после четырех часов в этот же день". Надо исключить дублирование оплаты медуслуги. За человека уже заплатили - работодатель или государство. И он вправе выбрать себе медицинскую организацию, в том числе частную. Это будет стимулировать государственные клиники на конкуренцию с бизнесом, - рассуждает Вячеслав Наговицын.
Но пока далеко не всю частную медицину можно считать образцом для подражания. Чтобы исправить ситуацию, в "Общественной потребительской инициативе" предлагают пересмотреть применение моратория на проверки бизнеса конкретно для этого сегмента.
- Мы должны признать, что в некоторых областях назрела трансформация моратория, - полагает Олег Павлов. - Есть сферы повышенного риска, где расхолаживать бизнес не стоит. Надо не урезать, а расширять полномочия надзорных органов, чтобы потребитель был более защищен.
Пока никаких конкретных решений на этот счет не принято. Но тема детально обсуждается на законодательных площадках с привлечением экспертов. И скорее всего, сферу платных медицинских услуг уже в ближайшее время ждет более жесткое регулирование.
"Лига защитников пациентов" также предложила распространить механизм добровольного информированного согласия на лекарственное обеспечение. Сегодня врач выписывает пациенту таблетки и растворы для инъекций, ни о чем его не спрашивая. По словам Александра Северского, получается парадокс: на простое измерение температуры требуется согласие пациента, а на лечение "тяжелейшим" препаратом - нет.