Как у жителей Армавира появились картины, которым позавидует любой музей

Гуляя по улицам крупного кубанского города Армавира, без гула катящейся массы машин, мимо солнечной и густой зелени скверов, обратите внимание на здание в центре города, напоминающее открытую книгу. Это детская библиотека имени Зои Космодемьянской, куда приходят не только за школьной литературой, но и… чтобы взглянуть на бесценные полотна. Да-да, для пресыщенного туриста это своего рода открытие: ведь в каком далеком от столичного снобизма уголке можно свободно насладиться коллекцией картин ярких отечественных и зарубежных художников второй половины XX века?
Эскизы для презентационного баннера Дома писателя подготовили юные армавирцы.
Эскизы для презентационного баннера Дома писателя подготовили юные армавирцы. / Владимир Аносов/РГ

С мыслью о матерях

Новое здание Центральной детской библиотеки открылось ровно 40 лет назад - 4 января 1984 года, до этого книжный фонд ютился в старом купеческом домике с маленьким читальным залом. Идея строительства принадлежала известному в советское время писателю и земляку Савве Дангулову: он не просто перечислил весь гонорар за свой нашумевший исторический роман "Дипломаты", но и предложил участок родительской земли (на тот момент вместо ветхой турлучной хаты он с братом возвел двухэтажный дом). Конечно, с годами знаменательные события меркнут под слоем времени, но память о человеке, который многое сделал для родного города и является его почетным гражданином, все равно живет, передаваясь по невидимой нити от одного поколения к другому.

- Библиотека строилась в пять этажей, и однажды с удивлением узнаю, что один из них планируют отвести под картинную галерею, - вспоминает бывший директор Централизованной библиотечной системы Армавира Нина Картошкина. - Признаюсь, в тот момент это показалось мне каким-то расточительством. Конечно, такой площади (почти две тысячи квадратов) нужен был расширенный штат сотрудников, с этим и поехала в Москву. А там решила зайти в редакцию журнала "Советская литература", который возглавлял Савва Артемьевич. Секретарь, по-видимому, признав во мне очередного автора, надеющегося устроить свою "зубодробительную" рукопись, коротко отвечает: "Он в командировке, за рубежом". Разворачиваюсь к дверям и говорю: "Передайте, что приезжали из Армавира". После этих слов ее лицо изменилось. На следующее утро я была у него дома. Так произошло наше знакомство, которое переросло в дружбу. После чая он показал картины, которые решил подарить Армавиру…

Дангулов желал, чтобы детская библиотека в его родном городе отличалась от всех других в стране. Будучи близко знакомым с художниками, он начал собирать коллекцию живописи на тему материнства. Вот почему, поднявшись на второй этаж, любой гость от удивления прирастает к полу. Уж слишком сильно противоречие: с одной стороны стеллажи с картотекой книг, а с другой - экспозиция работ самых разных школ и направлений. Уже сорок лет она носит название "С мыслью о матерях…".

На стенах оживают полузабытые акварели Ореста Верейского, ставшие иллюстрациями к советским многотиражным изданиям произведений "Анна Каренина" и "Тихий Дон". Есть здесь выразительный портрет "Мать", написанный народным художником РСФСР Виталием Горяевым. Именно его глазами мы в детстве видели героев на страницах сборников стихов Агнии Барто и Самуила Маршака, произведений Марка Твена и Юрия Олеши.

Невозможно пройти мимо женских образов японской художницы Тоси Маруки (даже если вы до этого не слышали ее имя), которая отправилась в Хиросиму через три дня после ядерного взрыва. Она провела там целый месяц, вместе с другими расчищая завалы, спасая раненых и хороня мертвых. Эхом пережитой трагедии стали фрески и сотни рисунков, запечатлевших то, о чем взрослые частенько стараются забыть. Но только от одной ее акварели, где изображена мать, укрывающая своим телом младенца от атомного облака, по спине пробегают мурашки. "…Пусть читатель поймет, что все в жизни начинается с матери, с азбуки ее души", - убежденно считал Дангулов.

Из рода черкесогаев

Дом писателя с улицы спрятан за фасадом библиотеки. Ряды широких окон по периметру двух этажей, в "морщинки" досок веранды въелась многолетняя пыль, согреваемая солнцем и поливаемая дождями: уже тридцать лет здесь заведует Ольга Василинич. Те, кому предлагали занять эту должность в 1994 году, отказывались - никто не понимал, какова будет специфика работы Дома Дангулова. Ее кандидатуру порекомендовала вдова Саввы Артемьевича Изабелла Зорина, с которой они были уже знакомы. Дело в том, что бывший директор Централизованной библиотечной системы Армавира Нина Картошкина является мамой Ольги.

Дом писателя Дангулова с улицы совсем незаметен - некоторые местные жители его с трудом находят, а гостям вообще тяжело найти. Фото: Владимир Аносов/РГ

- Свой дом Савва Дангулов задумал передать библиотеке еще при жизни, но с уговором: "Не делайте из него мемориал", - рассказывает Ольга Василинич. - В свои приезды в Армавир он останавливался на первом этаже (там находится стол, заказанный на местной мебельной фабрике, и в случае большого числа гостей он раскладывался во всю длину комнаты). Дангулов был хлебосольным хозяином, но при больном сердце не позволял излишеств, мог чуть пригубить вина, а вот накормить всех - пожалуйста. И желал, чтобы в доме жизнь продолжалась, собиралась творческая интеллигенция города, устраивались концерты и литературные гостиные, а не просто все застыло в выставочном формате.

Его личные вещи - зеркало, немецкая печатная машинка, конторка (он всегда писал стоя), серый суконный костюм - собрали в маленькой комнате, которую в шутку прозвали "окном в прошлое". И каждый из предметов словно отправная точка для интересного рассказа. Например, резная шкатулка в абрамцево-кудринской технике, принадлежавшая его матери. В ней хранилась связка писем Саввы Артемьевича, бережно перевязанная ленточкой.

- Родители Дангулова - коренные жители Армавира - черкесогаи (этническая группа армян, обосновавшаяся с XV века на территории Северо-Западного Кавказа. - Прим. ред.), - продолжает Ольга Василинич. - Его мать, Екатерина Николаевна, происходила из богатой семьи Байтековых, окончила женскую гимназию, что по тем временам считалось очень хорошим образованием. В доме не было отбоя от богатых и знатных женихов, поэтому для родителей стало ударом, когда юная Катя влюбилась в приказчика Артема Андреевича Дангулова (Дангулянц). Чтобы сыграть свадьбу, по черкесскому обычаю невесту "похитили" и перевезли в новый дом. Так что мать Кати увиделась с дочерью только спустя год на крестинах внука Саввы. И даже передала ей приданое. Вот, кстати, за стеклом актовая бумага типового образца, заверенная нотариусом 16 февраля 1912 года.

В экспозиции библиотеки Армавира есть акварели японской художницы Тоси Маруки. Здесь она изобразила мать, укрывающую своим телом младенца от атомного облака. Фото: Анна Юркова/РГ

Екатерина Николаевна великолепно знала два языка: адыгейский, которым владели и ее дети, и русский, мастерски пересказывала сказки, пересыпала свою речь черкесскими и казачьими пословицами, поговорками. Любовь к слову, по-видимому, передалась Савве от нее.

- Дангулов - самородок, потому как, имея за плечами лишь школьный аттестат, в 19 лет начал работать репортером в армавирской газете "Трудовой путь" и за два года вырос в заведующего промышленного отдела, - говорит Ольга. - В армии служил военным журналистом, а в 1940 году 28-летнего Савву направили в Народный комиссариат иностранных дел в Москве ответственным референтом отдела печати. Тут имело значение знание английского языка. Удивительно, он владел также немецким и французским, то есть постоянно учился, был колоссально трудоспособным.

Экскурсии в комнате с ушедшими из обихода вещами особенно интересны школьникам, потому как многие предметы им незнакомы. Какой шрифт у печатной машинки? А вот откройте пожелтевшую рядом рукопись "Признание" - это переложенный в пьесу роман "Дипломаты", чья постановка не раз проходила на сцене Малого театра.

- Как думаете, а это что за вещица? - указывает заведующая на затейливую форму композиции из "приваренного" к основанию шарообразного флакона (на подставке проглядывает небольшое углубление). - Дети полагают, что это пепельница, а на самом деле -штампованная чернильница, а "желобок" - для ручки.

Культурное сердце Армавира

Дом Дангулова действительно не хранилище реликвий, а скорее уникальный культурно-эстетический центр, как того и желал Савва Артемьевич. Ко дню рождения писателя в январе в его стенах стартовал творческий проект "Культурное сердце Армавира", реализованный совместно с руководителем краевой социально-патриотической общественной организации "Клуб интеллектуальных игр" Ириной Герлах на средства гранта губернатора Кубани.

В экспозиции "С мыслью о матерях…" можно увидеть работы самых разных художественных школ и направлений. Фото: Владимир Аносов/РГ

- Идея проекта была проста - привлечь к творчеству Дангулова юных армавирцев, все-таки для них он оставлял свое наследие, - отмечает Ольга Василинич. - Провели конкурс дизайн-проектов презентационного баннера Дома писателя. Так как здание с улицы незаметно (некоторые местные жители его с трудом находят, а гостям вообще тяжело найти), то подумали, что нужно яркие граффити, и место подходящее нашли - на хорошо просматриваемой с дороги стене, отделяющей территорию. Участие в конкурсе приняли воспитанники художественных школ города и студенты профильных факультетов. В финал вышли две работы, и обе представлены на презентационном баннере.

В течение нескольких месяцев для ребят организовали целый цикл мероприятий. Например, мастер-классы по изготовлению мягкой игрушки из флиса, аппликаций из фетра. Член Союза российских писателей Игорь Куншенко провел тематические уроки - от придумывания сюжета до написания рассказа. Слушатели попробовали свои силы в каждом из этапов. И конечно, все это перемежалось экскурсиями, выставками, литературными вечерами. По словам Ольги Василинич, проект принес огромную пользу для самого пространства. Наконец-таки удалось обновить мебель и закупить трековые светильники, чтобы картины получили выгодное освещение. А впрочем, приходите, и все увидите сами!

Кстати

Перед открытием детской библиотеки в Армавире в 1984 году коллекция картин "С мыслью о матерях…" временно выставлялась в Доме дружбы народов в Москве. По воспоминаниям современников, увидевший экспозицию тогдашний министр культуры СССР Петр Демичев попросил Савву Артемьевича оставить ее в столице, а иностранцы - и вовсе выкупить. Но Дангулов отказался от предложений, аргументировав, что маленькому армавирцу тоже должны быть доступны настоящие произведения искусства.