На форуме в Челябинске обсудили, как попасть в ТОП-25 роботизированных стран

Роботизация отечественных предприятий стала одной из центральных тем первого дня работы начавшегося в Челябинске Русского экономического форума. Новый "майский" указ главы государства нацеливает на то, что Россия к 2030 году должна войти в число 25 стран-лидеров в области роботизации. Сегодня этот список замыкает Португалия, где на 10 тысяч работающих приходится 96 роботов. В России этот показатель пока составляет 19, поэтому необходим ощутимый рывок вперед.
Денис Мякишев/РГ

По экспертным оценкам, чтобы достичь поставленной цели, отечественным разработчикам и производителям промышленных роботов к 2030 году нужно довести их плотность уже до 145, ведь мир тоже не стоит на месте. То есть необходимо изготовить и внедрить около 85 тысяч манипуляторов, и эта задача потребует перенастройки многих управленческих и технологических механизмов.

Важную роль в ее решении сыграет полный цикл господдержки - от разработки технологических решений до их внедрения, замечает замдиректора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ Александр Львов. Правительство создает необходимые стимулы, субсидируя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развивая практику льготных займов по низким ставкам для производителей. Будет также запущена льготная программа, заточенная на пополнение оборотных средств работающих в этой сфере компаний.

Но внедрение роботов тормозит менталитет самих работодателей, готовых найти несколько человек на замену умной машине. Поэтому в нынешних планах министерства организация групп аудита, которые помогут предприятиям оптимизировать производство, рассчитать целесообразность роботизации. Ускорить эти процессы помогут и центры поддержки роботизации, которых в каждом регионе в перспективе должно появиться не менее трех.

Председатель комитета по защите конкуренции Госдумы Валерий Гартунг соглашается: нельзя недооценивать ментальный фактор. Большинство предприятий давно работают на рынке. Чтобы поменять производственные схемы, переставить станки, а зачастую и демонтировать под ними фундаменты, нужны большие затраты, при этом заключенные контракты нужно выполнять в срок. И только очевидная эффективность роботизации, которую можно продемонстрировать воочию, убедит тех, кто колеблется. Когда заработает центр поддержки роботизации на Южном Урале, создатели первого в стране серийного завода по выпуску манипуляторов, открывшегося в Челябинске в феврале этого года, будут готовы принимать коллег со всей страны, чтобы показать: средства на роботизацию окупаются в течение года.

Конечно, если производство крупносерийное, уточняет вице-президент "Опоры России" Артем Артемьев. Для малого и среднего бизнеса роботизация не всегда служит волшебной таблеткой, как не везде и "экономит" кадры, скажем, заменяя специалистов на сварочных работах, манипуляторы требуют профессионалов, которые умеют их программировать. Поэтому эффективность их применения идет рука об руку с высокой серийностью производства, ключ к которой - в доступе к новым рынкам.

Еще одним фактором внедренческих успехов член правления Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза называет ускорение технической и инфраструктурной оснащенности реального сектора, куда сегодня вкладывается около четырех триллионов рублей в год при необходимых 10, из-за чего износ основных фондов в среднем составляет 54 процента. Модернизация оборудования и обновление производственных площадей - условие сохранения промышленного потенциала, на фундаменте которого и поднимется технологичная экономика.

Насыщение российских предприятий инновационным оборудованием не осуществить с помощью простых решений, оно требует многогранного комплексного подхода: помимо технических мер это и воспитание новых кадров для формирующейся отрасли, преодоление недоверия потребителей к отечественным разработкам и продукции, создание отечественной компонентной базы и т. д., считают участники дискуссии. Все предложения организаторы экономического форума обещают изучить, систематизировать и внести в сводный документ, который будет направлен в федеральные органы власти.