Это открывает совершенно новые пути для понимания того, считают ученые, как работает память и создает новые возможности для улучшения обучения и лечения заболеваний, связанных с памятью.
Исследование публикует журнал Nature Communications.
Ученые пытались понять, помогают ли клетки других частей тела, запоминать информацию? И как в этом участвует известное неврологическое свойство - эффект интервального повторения? Это когда человек лучше запоминает информацию, если получает ее с перерывами, а не за один раз.
В ходе исследования клетки, не относящиеся к мозгу, неожиданно включили так называемый "ген памяти", который обычно включается в клетках мозга, когда они обнаруживают закономерности в той или иной информации.
Чтобы отслеживать процесс запоминания, ученые заставили клетки, не относящиеся к мозгу, вырабатывать светящийся белок, который указывал, когда ген памяти активен, а когда нет.
В частности, когда импульсы подавались с интервалом, они включали "ген памяти" сильнее и на более длительное время, чем при однократном воздействии.
"Это отражает эффект массового пространства в действии, - считает Кукушкин, - и показывает, что способность к обучению с помощью интервального повторения характерна не только для клеток мозга, но и может быть фундаментальным свойством всех клеток".