С развитием ИИ "умные очки" получили новую жизнь
Новую жизнь в то, что называют Smart Glasses, вдохнули искусственный интеллект (ИИ) и более скромные амбиции разработчиков. ИИ в 2023-2024 годах вообще стал универсальным драйвером роста для самых разных технологий и устройств, а скромное нишевое позиционирование новых моделей "умных очков" в сочетании с небольшими маркетинговыми бюджетам развязало корпоративному НИОКРу руки. Теперь даже в случае, если продукт получался не особо удачным, это не приносило имиджевых потерь компании.
Самым популярным и перспективным типом "умных очков" стали устройства, похожие на обычные или солнцезащитные очки, оснащенные аккумулятором, микрофонами, динамиками, Wi-Fi/Bluetooth модулями и в некоторых случаях камерами. Отсутствие в очках AR - технологии дополненной реальности - резко упростило и удешевило устройства. Самые простые "умные очки" по сути превратились в разновидность стереогарнитуры, которую можно носить весь день, не снимая. По мнению экспертов, популярность такого типа очков будет напрямую зависеть от того, как будут развиваться голосовые помощники и как в них будут имплементированы функции ИИ. Немаловажно и то, какой будет программно-аппаратная реализация голосовых помощников в новых устройствах. Насколько это будет удобно по сравнению с наушниками и смартфоном.
"Умные очки" сегодня делают и небольшие компании, и технологические гиганты. Так, например, на рынке есть Music Shield от стартапа Chamelo - спортивные солнцезащитные очки без диоптрий, но с влагозащитой и изменяемым от 17% до 63% уровнем затемнения стекол, динамиками в дужках и микрофонами. А одна из самых дорогих компаний мира Amazon предлагает свои Echo Frames с разными стилями оправы, корректирующими или солнцезащитными линзами и интегрированным в очки голосовым помощником, который активируется без нажатий на кнопки, голосовой командой. Похожие очки - HUAWEI Eyewear 2 -предлагает и другой технологический гигант. Они также реализованы с разным типом линз, имеют влагозащиту, но в них нет встроенной постоянной интеграции голосового помощника и позиционируются они, скорее, как инновационная аудиогарнитура.
Более сложным путем пошел Марк Цукерберг, выпустив в коллаборации с известным брендом Ray-Ban "умные очки" со встроенной 12-мегапиксельной камерой. Они могут снимать видео с разрешением 1080p и делать фото. Причем и видео, и фото кадрируются вертикально, чтобы их можно было быстро вставить в ленту пользователя в социальных сетях или вести там видеотрансляцию. Помимо социальных сетей эти очки позволяют взаимодействовать с мессенджером Whatsapp и приложением смартфона для СМС-сообщений. В очки интегрирован умный помощник, который помимо стандартного функционала оснащен опцией Look and Ask. То есть можно сфотографировать объект, который находится перед пользователем, а ИИ-помощник попробует найти в интернете ответ на вопрос, связанный с ним, или дать справку о нем.
Самой сложной технологией, которую сейчас пытаются интегрировать в "умные очки", по-прежнему остается передача изображения на линзы. И если очки Viture Pro XR являются по сути персональным монитором, то Xreal Air 2 Ultra имеют полноценную поддержку дополненной реальности. Однако проблема этих очков и менее продвинутых моделей в том, что для отображения дополненной реальности там используются специальные дополнительные экраны. То есть очки имеют четыре стекла. Это не очень эргономично, не очень удобно и не очень эстетично.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, неочевидной, но очень важной социальной функцией "умных очков" может стать использование компьютерного зрения для слабовидящих людей. Когда очки смогут точно и безошибочно распознавать объекты, находящиеся перед пользователем, и через свои динамики голосом объяснять, что перед ними находится, или прокладывать голосовой маршрут. "Пока "умные очки" - это безусловный гаджет-компаньон для смартфона. А вот стать самостоятельным устройством они смогут лишь тогда, когда будут решены технологические задачи с линзами-дисплеями для них, емкостью аккумуляторов, энергопотреблением процессоров и пр. Сейчас выпуск "умных очков" - это скорее эксперимент для крупных компаний, в ходе которого они собирают отзыв пользователей-энтузиастов и тестируют технологию", - отмечает Муртазин.