В Авдеевке появился памятник бойцам СВО, а в местных храмах молятся за штурмовые бригады

Как живет освобожденная от ВСУ Авдеевка
В разрушенную во время ожесточенных боев Авдеевку сейчас так просто не заехать. Небезопасно, поэтому сюда пока пускают не всех. Но здесь уже появились особые памятные места, которые следует посетить, если уж оказался в городе. Одно из них - открытая и часто попадающая под удары ВСУ территория на окраине, где между воронок гуляет ветер. С одной стороны - посеченный осколками храм Марии Магдалины, с другой - разрушенный дворец культуры. Здесь же высится МиГ-19ПМ, самолет, установленный в память о победе в Великой Отечественной войне.
Руслан Мельников/ РГ

Вечный огонь

Сейчас под постаментом, побитом пулями и осколками, сияет обновленная табличка, на которой перечислены части и соединения, освобождавшие в те годы Авдеевку. Рядом увековечен отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского: "Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!"

А в крылатой тени МиГа недавно появился еще один мемориал с колоколом и крестом, под которым установлен памятный камень с двумя табличками. "Подвиги бессмертны. Слава переживет века. Память сохранят потомки", - написано на одной. На другой - список отличившихся в боях с ВСУ за Авдеевку соединений и воинских частей. И эта падающая от самолета на новый памятник тень сразу наводит на мысль о связи двух мемориалов, объединенных людьми и историей.

- Когда мы первый раз приехали сюда, над бурьяном и мусором возвышался чудом уцелевший во время боев самолет. Мы решили восстановить памятник. Приезжали сюда, убирали территорию, заново выкрасили каждую буковку. Пообщались с авдеевцами и узнали, что с 2014 года здесь не было Вечного огня. Его не разрешали разжигать, а место, где он горел раньше, разрушили. Тогда мы сварили под самолетом импровизированный постамент, поставили туда газовый баллон и во время нашей акции "Огонь памяти" привезли частичку Вечного огня из Александровского сада в Москве, - рассказывает замруководителя регионального отделения Народного фронта в ДНР Александр Юрченко.

Мирная жизнь потихоньку восстанавливается в Авдеевке. Но обстрелы, к сожалению, еще случаются. Фото: Руслан Мельников

Когда появился памятник тем, кто сражался за Авдеевку в 2024 году, спираль истории замкнулась. Теперь сюда приезжают отдать дань уважения и воевавшим в Великую Отечественную дедам и нашим современникам. Волонтеры поднимают здесь флаг России.

- Здесь, правда, до сих пор небезопасно. Вон там видны следы свежих прилетов. Недавно был взрыв возле храма Марии Магдалины, да такой силы, что завалило иконостас. Мы только окна заделали, а их опять повыбивало, - сокрушается Александр Юрченко. - А в другой раз мы с волонтерами убирали здесь территорию и начался сильный обстрел. Пришлось полежать. Осталось море впечатлений от посещения Авдеевки. В общем, пока работаем в бронежилетах.

Глубокая свежая воронка между храмом Марии Магдалины и памятниками наглядно свидетельствует о правдивости его слов.

Отпуск под обстрелами

Народный фронт также взял под свою опеку авдеевский храм Архистратига Михаила. Там еще недавно были разбиты окна, крыша, пол, а сейчас активно идут восстановительные работы.

- Люди сплачиваются возле храма. Здесь проходят службы, прихожане убирают территорию, на базе храма мы создали гуманитарный центр. Привозим продукты питания и теплые вещи для нуждающихся, - говорит Александр Юрченко.

На восстановлении храма трудятся не только "фронтовики", но и гуманитарный добровольческий корпус. Встречаю волонтеров из Югры.

- Не все соглашаются сюда приезжать и работать. Никто ведь не может дать гарантии безопасности. Но мы работаем. Уже перекрыли разбитую крышу, вставили окна. Еще восстанавливаем в Авдеевке школы, дом творчества, больницу. Город сильно разрушен, и прилеты продолжаются. Вот недавно прилетало рядом. Святое место нас бережет, но надо, конечно, подальше отодвигать линию соприкосновения. Очень жалко будет, если то, что уже отремонтировали, снова уничтожат, - говорит Андрей с позывным Лесник.

Он, кстати, участник СВО. А теперь приехал в отпуск восстанавливать авдеевский храм.

- Мы все здесь в отпусках, без зарплаты, а не в каких-то командировках, - поясняет Андрей-Лесник.

Многие думают, что приезжаем сюда заработать, но это не так. Просто кто-то отдыхает в Турции или в Сочи, а мы проводим свой отпуск с большей пользой.

Андрей сетует, что храм-то отремонтировать можно, но есть другая проблема - побитые иконы. Поэтому в Авдеевке очень ждут хороших реставраторов. Недавно, например, приезжал мастер из Екатеринбурга. За четыре месяца он полностью восстановил алтарь, от которого после боевых действий практически ничего не осталось.

Осколок в иконе

- Обновленный иконостас установлен в память о всех бойцах, которые освобождали Авдеевку, в память о всех погибших, в память об активисте Народного фронта Давиде, который часто приезжал сюда, помогал нам, погиб в Курской области, - рассказывает местный житель Владимир. - Но кое-где мы решили оставить застрявшие осколки для будущих поколений. Вот здесь в полу, например, и вот здесь на иконе.

За храмом с самого начала следят прихожане, которые даже под обстрелами регулярно здесь собирались. Они же предотвратили его расхищение.

- Однажды увидели, как кто-то несет вот эту икону по улице. Остановили, забрали, вернули икону в храм. Даже когда все было разбито и по храму гулял ветер, все равно здесь было ощущение, что это святое место и кто-то присутствует. Во время обстрелов мы сюда забегали, читали молитвы, пока сверху от взрывов сыпалась штукатурка. А когда все затихало, уходили домой, - говорит живущая неподалеку от храма Вера.

В храм Архистратига Михаила перевезли на хранение иконы и утварь из другого сгоревшего авдеевского храма - Николаевского. Военные регулярно привозят сюда продукты для авдеевцев - делятся своими пайками. Вот и сейчас молчаливые ребята в форме скупо поздоровались, занесли и поставили ящики с консервами, перекрестились и ушли.

- Мы за них молимся. За всех сразу, - поясняет Владимир. - Однажды приехали штурмовики, привезли продукты. Спрашиваем - за кого молиться-то? Отвечают - за всю нашу бригаду. Мы спросили у батюшки, можно ли так. Он сказал - можно. Теперь в записочках "О Здравии" пишем не имена рабов Божиих, а названия штурмовых бригад, танковых полков, взводов БПЛА и других подразделений.

Спрашиваю напоследок, как авдеевцы будут зимовать.

- Сейчас всего самого необходимого, слава Богу, хватает. Есть еда, уголь, пенсию платят. Люди уже начали возвращаться в Авдеевку. Даже те, кого заставили эвакуироваться в Украину, едут в объезд через Польшу и Белоруссию, - говорит Вера. - Так что перезимуем, все хорошо у нас. Теперь точно хорошо. А будет еще лучше.