Подмосковье не участвует в федеральной программе сельской ипотеки с ее трехпроцентным кредитом на покупку или строительство жилья в сельской местности. Область, а вместе с ней Москву и Санкт-Петербург в программу не внесли изначально, чтобы не множить жилье на каждом свободном клочке земли. Однако сельских ипотечных проблем региону тем не менее избежать не удалось.
Собственникам сельхозземель не возбраняется раздавать угодья что в аренду, что в ипотеку. И новые потенциальные хозяева не всегда используют землю по назначению. В лучшем случае она просто простаивает, в худшем на ней начинают реализовывать всякие мутные схемы, имеющие одну цель - размежевать территорию и отдать ее под застройку, поменяв разрешенный вид использования. Власти всячески пытаются контролировать этот процесс, за тем, как работают сельскохозяйственные земли, следят даже из космоса: в прошлом году в регионе запустили "Мобильную диспетчерскую платформу" с функцией космического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Эта информационно-аналитическая система использует данные спутникового геомониторинга и аппаратов дистанционного зондирования земли, что позволяет со стопроцентной точностью сделать вывод: плодородные почвы не используются по назначению.
В области давно отработан механизм изъятия сельхозземель у нерадивых собственников. Закон это позволяет, и прецеденты такие время от времени случаются. Если владелец отдал землю в аренду, все тоже можно довольно быстро привести в нужное русло - арендный договор всегда может быть расторгнут по инициативе одной стороны. Но если собственник отдал пашни в ипотеку, в сделке задействован банк - и что-то изменить в данном случае можно лишь по решению суда. "А суды отклоняют иски об изъятии земель, обремененных ипотекой, что дает возможность недобросовестным собственникам, не планирующим вести сельское хозяйство, уклоняться от их принудительного изъятия", - констатирует Двойных.
По его словам, на сегодняшний день в Подмосковье выявлено нецелевое использование более 7,2 тысячи земельных участков сельхозназначения общей площадью 130,1 тысячи гектаров. Из них около половины находятся в собственности лиц, не имеющих никакого отношения ни к фермерству, ни к сельхозпроизводству, и четверть участков уже отданы в ипотеку. Министр уверен: запрет ипотеки сельхозугодий поможет достичь тех целевых показателей, которые перед аграриями ставит президент страны: на четверть увеличить объем производства продукции АПК и в полтора раза ее экспорт к 2030 году. При этом запрещать ипотеку всем подряд не нужно. Действующие сельхозпроизводители, как правило, приходят за кредитом уже с готовыми проектами расширения производства и добросовестно их реализуют.