В Екатеринбурге внедрили оплату биометрией в метро

В екатеринбургской подземке внедрили биометрию. Всего в городе 9 станций, и на каждой теперь можно рассчитаться таким образом. Пока устройствами, считывающими параметры лица, оборудовали по одному турникету на каждой, но до конца первого квартала 2025 года обещают охватить все.
Татьяна Андреева/РГ

Скорость транзакции не превышает четырех секунд, чуть больше, чем когда прикладываешь к считывателю банковскую карту, но обещают в ходе тестирования до Нового года время сократить.

С помощью новой технологии за первую неделю пассажиры совершили уже 400 поездок. Никакого инструмента, кроме собственного лица, не требуется, чтобы пройти через турникет. На экране выбираешь опцию "Оплата улыбкой" и ждешь, пока камера считает тебя, и дверцы распахнутся. Устройство помещено в специальный антивандальный корпус, чтобы поток людей в час-пик ненароком не повредил, имеет встроенное освещение - яркость влияет на точность распознавания.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Технология базируется на том, что биометрические данные каждого человека уникальны: расположение носа, кривизна надбровных дуг, расстояние между зрачками и так далее. Они не меняются с возрастом, если, конечно, не было пластических операций и травм. Могут возникнуть сложности, если человек в медицинской маске, в очках с толстой оправой или в капюшоне, закрывающем большую часть лица. Обычные очки с тонкой оправой - не проблема, как и смена прически или отпущенные усы с бородой.

Система реагирует только на живого человека, подсунуть фото не получится, в чем мы убедились сами. Также если в объектив камеры попадет сразу несколько лиц, она не распознает, кто пассажир. В отличие от московской подземки, где камеры вмонтированы далеко, поэтому надо остановиться на определенной точке, отмеченной желтым кругом на полу, в екатеринбургской лучше подойти к экрану поближе.

"Мне очень нравится, пользуюсь биометрией уже не первый раз, в магазинах оплачиваю покупки, на работе проход по ней - удобно, особенно когда забываешь пропуск. Недавно была с детьми в метро, долго в сумке рылась в поисках карты. При этом маленького ребенка надо за руку держать, чтобы не убежал. А тут я могу просто улыбнуться и быстро пройти и на эскалатор. Что мои данные станут доступны кому-то не боюсь, к тому же они у меня защищены", - поделилась впечатлениями пассажирка Анна Марьинских.

Для популяризации нового способа оплаты запустили акцию: обещают кешбэк бонусами, эквивалент полной стоимости 10 поездок, совершенных с 11 ноября до 31 декабря. Пока технологией face pay могут пользоваться только клиенты банка-инвестора. Чтобы сделать это, им необходимо подключить распознавание по лицу в мобильном приложении. С декабря "купить билет" в метро по биометрии смогут владельцы карт и других российских банков, сдавших свои данные в Единую биометрическую систему.

По словам Петра Колтыпина, председателя уральского филиала банка, Екатеринбург - один из самых продвинутых мегаполисов с точки зрения использования передовых сервисов в повседневной жизни. Кроме того, на сегодня это единственный город в России, где реализовано шесть способов оплаты в метро: привычные банковские карты, транспортная Е-карта, социальная карта "Уралочка", виртуальные карты в телефоне, жетоны, на смену которым уже спешат кратковременные QR-коды, и вот теперь биометрия. Причем каждый пассажир сам может выбрать тот вариант, который ему более удобен.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Отметим: Екатеринбург - третий город, где внедрили биометрию в метро. Первой была Москва, в августе 2024-го к ней присоединилась Казань. До конца года такие терминалы появятся в подземке Нижнего Новгорода, начнется пилотирование в Самаре. На очереди - Новосибирск и Санкт-Петербург.