С инициативой создать инфраструктуру для зарядки электромобилей выступила Сибирская генерирующая компания (СГК), которая развивает это направление за счет собственных средств. В Новосибирске к проекту подключились Региональные электрические сети, Новосибирская городская сетевая компания. Поддержку оказывают также правительство региона и мэрия города.
Серьезность своих намерений СГК подтвердила на прошедшем в конце августа в Новосибирске XI Международном форуме технологического развития "Технопром". Энергетики договорись с предприятием "Кама", которое реализует проект по созданию отечественного электромобиля, совместно развивать электротранспорт и зарядные станции для них. В частности, партнеры планируют достичь совместимости программного обеспечения ЭЗС компании и первого российского серийного электромобиля "Атом", массовый выпуск которого должен начаться в 2025 году.
- Сотрудничество с передовыми энергетическими компаниями страны открывает новые возможности для нашего проекта. Основные цели сотрудничества с СГК - это развитие систем электрозарядной инфраструктуры, совместная разработка и внедрение современных и эффективных технологий для зарядных станций электротранспорта, - отметили в компании "Кама".
В Новосибирске пока насчитывается небольшое число электромобилей - по некоторым данным, 830 единиц, в области - свыше 1200. Но ожидается, что уже к 2030 году их число достигнет 42 тысяч.
Сейчас суммарная мощность сорока имеющихся электрозаправок в городе составляет 1,2 мегаватта. Этот объем рассчитан на зарядку 80 автомобилей одновременно. Среднее время зарядной сессии - около 3 часов 40 минут, а средний объем полезного отпуска за одну зарядную сессию - на уровне 7 киловатт-часов. По данным специалистов, для зарядки более 40 тысяч "электричек" Новосибирску потребуется не менее двух тысяч зарядных станций и 1,3 миллиарда рублей инвестиций на их создание, часть из которых может быть государственными субсидиями.
Расширение сети ЭЗС должно стимулировать автолюбителей пересаживаться на экологичный, удобный, перспективный вид транспорта, отмечают аналитики электронной торговой площадки "ТендерПро". По их данным, за последний год коммерческие предприятия в Сибирском федеральном округе стали закупать ЭЗС в два раза чаще. Лидером по числу тендеров на зарядные станции для электромобилей в Сибири являются энергоснабжающие компании. Кроме них, зарядные устройства для электрокаров часто закупают производственные предприятия, владельцы коммерческой недвижимости, а также АЗС.
- Последние несколько лет спрос на электромобили среди россиян неуклонно рос, а с ним и число торгов на зарядные станции на электронных тендерных площадках. Развитием зарядной инфраструктуры занимаются как государственные структуры, так и частный бизнес, - комментирует директор по развитию цифровых продуктов "ТендерПро" Ольга Горчицына.
В рамках проекта "Сибирь заряжает" упор делается на установку "медленных" станций, предназначенных для зарядки электромобилей в ночное время: подъехал домой, оставил на ночь автомобиль, а утром уехал на заряженном. На парковках, вблизи торговых центров, мест досуга и общепита появляются "быстрые" зарядки.
- В первую очередь при установке станций в том или ином месте мы учитываем интенсивность движения автомобилей и плотность населения в жилых массивах. В местах, где проживает наибольшее число горожан, выбраны трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты внутри жилых кварталов, позволяющие подключить ЭЗС. Таким образом, владельцы электроавтомобилей могут оставлять их на зарядке вблизи от дома - на несколько часов или на ночь, - поделился начальник управления развития электротранспорта СГК Андрей Витковский. - Также обращаем внимание на наличие парковочных мест, запас мощности трансформаторной подстанции для последующего увеличения количества оборудования, удобство заезда. Зарядные станции установлены таким образом, чтобы как можно больше потенциальных владельцев электромобилей могли ими воспользоваться. Работаем по принципу: "Зарядная станция - в каждый двор", поэтому в первую очередь рассматриваем обращения от владельцев электрокаров.
Андрей Витковский считает, что одна из ключевых задач проекта "Сибирь заряжает" - снижение выбросов от автомобилей в городах присутствия компании. По оценке экологов, именно автотранспорт вносит наибольший вклад в загрязнение воздуха в крупных городах. По данным председателя комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Марии Сидоровой, если в городе появится 30 тысяч электрокаров, то количество выбросов в атмосферу уменьшится на 5-7 процентов, а это 60 тысяч тонн азота, метана и сажи.
Кроме того, электрозарядное направление решает еще одну не менее важную задачу - способствует развитию производства зарядных установок и разработке отечественных программных решений. Так, Сибирская генерирующая компания и Новосибирский государственный университет договорились о создании центра компетенций по развитию инфраструктуры и ИТ-обеспечения для электромобилей. Он задуман как федеральный консалтинговый центр, который объединит разработчиков, инвесторов и предпринимателей.
- Уверен, что развитие электрозарядной инфраструктуры - это взлетная площадка для отечественных компаний-разработчиков. Мы уже работаем с более чем десятью отечественными производителями зарядных установок и приобретаем новые экспериментальные образцы, которые тут же проходят апробацию, благодаря чему оборудование дорабатывается. С компаниями, чьи станции себя хорошо зарекомендовали, заключаем контракты на поставку. Для расширения ассортимента начали вести переговоры с белорусскими поставщиками станций, - подытожил Андрей Витковский.
Кроме Новосибирска открыто 62 станции в Красноярске, появились они и в Барнауле. Ведется разработка мест для установки ЭЗС в Кемерове, Новокузнецке и Абакане.