- Основной причиной снижения грузооборота стало уменьшение перевалки главного груза - угля, - подчеркнул Павел Олейник. - Экономика поставки угля через порты Северо-Запада, и в частности порт Мурманской области, является отрицательной, это связано с падением мировых цен на уголь и с высокими расходами на доставку груза по железной дороге. Сейчас мы стараемся привлечь другие грузы - например, в этом году достигнут достаточно большой объем перевалки железорудного концентрата, и он продолжит расти. В 2024 году по Северному морскому пути из порта уже были отправлены семь судов класса Capesize. Будем работать с химическими удобрениями, на их перевалку уже заключены несколько контрактов, также планируем переваливать антрацит. Продолжаются переговоры по контейнерным перевозкам. Мы намерены работать со всеми видами грузов, которые будут к нам доставляться.
Несмотря на все сложности, Мурманский морской торговый порт способен обеспечить надежные, безопасные и эффективные выходы экспортерам страны на глобальные рынки и перевалку необходимых каботажных грузов для российских арктических инвестпроектов. Портовики столицы Заполярья способны справиться с любой задачей - было бы что грузить.
В 2023 году прошел полную реконструкцию причал N 2 первого грузового района - самый первый причал, с которого в 1915 году начал свое существование Мурманский порт. Сюда можно ставить суда класса Panamax водоизмещением до 70 тысяч тонн и Capesize до 160-170 тысяч тонн. На обновленном причале можно переваливать до пяти миллионов тонн навалочных грузов. При необходимости он может быть переориентирован и на генеральные грузы - товары или продукцию, которые перевозятся в упаковке.
Возле причала N 12 стоит на погрузке колоссальных размеров сухогруз класса Capesize, в который загружают 85 тысяч тонн нефтекокса. Затем он перейдет к другому причалу, где примет партию железорудного концентрата, произведенного в Мурманской области. Работа с российскими предприятиями - одна из приоритетных задач АО "ММТП".
- Есть причал номер 15, предназначенный для переработки генеральных и инертных грузов, которые мы отправляем в основном в Арктику, - говорит Андрей Ризниченко, директор по производству АО "Мурманский морской торговый порт". - К сожалению, глубины у причалов здесь невелики, да и длина его ограничена, поэтому мы не можем ставить к ним суда более двухсот метров длиной. Но здесь работают портальные краны "Кондор", грузоподъемность которых позволяет работать с грузами-тяжеловесами.
Генеральный груз для этого причала - идеальный вариант. Он же подойдет и для перевалки контейнеров.
Кстати, все тяжелые и длинномерные конструкции ветрогенераторов, которые сейчас действуют на запущенной в декабре 2022 года Кольской ветроэлектростанции, переваливались именно здесь. Кроме того, в прошлом году мурманские портовики переработали на этом причале почти миллион тонн инертных грузов, в которых очень нуждаются арктические стройки. К таким грузам относятся песок, щебень и другие природные нерудные ископаемые, которые используются в строительстве. Пока "Арктический причал", как называют портовики причал N 15, почти свободен: на нем лишь возвышается небольшой штабель угля из Шпицбергена, а у причальной стенки пришвартовано научное судно "Бавенит". Сейчас ожидают ледокольной проводки два судна, которые пока не могут вернуться из арктических морей к этому причалу из-за сложной ледовой обстановки. Когда они придут, здесь закипит работа.