Два года назад все российские авиакомпании перешли на отечественную автоматизированную систему оформления воздушных перевозок ради независимости от иностранных систем, а значит - возможных сбоев и отключений. Воздушный кодекс предписывает размещать информацию об условиях договора каждой воздушной перевозки в этой системе, и пассажир, оформивший билет и багаж на сайте, может потребовать от перевозчика или уполномоченного посредника заверенную выписку с условиями договора.
Ответственность за нарушение этих требований пока не предусмотрена, при этом пассажиры стали чаще жаловаться на предоставление неправильной информации о вылете самолета и некорректное оформление авиабилетов. Ежегодно только в центральный аппарат Ространснадзора поступает около 700 жалоб различного характера на действия перевозчиков.
Кабмин предложил установить административную ответственность за неразмещение информации об условиях договора воздушной перевозки в АИС ОВП при оформлении билета и багажа в электронной форме. Для должностных лиц штраф может составить 20-30 тыс. рублей, для юридических лиц - 50-100 тыс. рублей. Повторное нарушение грозит увеличением штрафа для должностных лиц до 30-50 тыс. рублей, а для юридических - до 300-400 тыс. рублей, либо приостановлением деятельности на срок до 60 суток.
Законопроект предусматривает также ответственность для оператора АИС ОВП за нарушение требований к обращению с системой и базами данных. Штраф для должностных лиц может составить 20-40 тыс. рублей, для юридических лиц - 100-200 тыс. рублей. За повторное нарушение размер санкций повышен до 40-80 тыс. рублей и 300-400 тыс. рублей соответственно. Юрлицам в этом случае может также грозить приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин считает, что поправки в законодательство созданы для повышения ответственности перевозчиков и недопущения нарушений прав пассажиров. По его данным, 99% авиакомпаний и так соблюдают соответствующие требования, хотя случаи, когда пассажира заблаговременно не оповещают об изменении времени вылета, бывают, признает он.
"Пассажир должен быть своевременно информирован о всей ситуации, касающейся билетов и особенно времени отправления воздушных судов. Потому что самолет - это не троллейбус и не автобус, которые приходят через каждые 3-7 минут", - уверен председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
Когда законопроект поступит на рассмотрение в комитет, депутаты его, безусловно, поддержат и, если будет необходимость, внесут дополнительные правки, отметил он.