Первый вывод касается портрета будущего туриста. Выяснилось, что к 2030 году число людей, которые живут одни, увеличится на треть, - отсюда растущий тренд на путешествия в одиночку.
Между тем уже сейчас каждый третий россиянин посещает Москву без компании друзей и даже близких родственников. Кроме того, примерно через 25 лет в мире будет больше 2 млрд людей старше 65 лет, а основой платежеспособного населения станет поколение-Z, для которого важно осознанное потребление, внимание к мировым проблемам и забота о себе. Для таких туристов будет развиваться оздоровительный туризм, а в Москву к 2030 году за лечением как на курорт будут приезжать 1,6 млн медицинских туристов.
Интересно, что в ближайшем будущем значительно вырастет число спонтанных поездок. "Уже сейчас каждый третий турист совершает бронирования всего за несколько дней до начала отпуска, а 68% путешественников специально оставляет время в поездке для незапланированных активностей. В Москве для такого отдыха тысячи возможностей. Здесь легко принимать решения на месте, потому что вокруг множество готовых вариантов, как провести время", - комментирует начальник управления программно-целевого планирования Комитета по туризму Москвы Ольга Нечаева.
Важно, что туризм уже сейчас учитывает предпочтения не только тех, кто приезжает в город, но и местных жителей. Это явление называется "домашним туризмом". "Одна из задач программы развития туризма в Москве до 2030 года заключается в том, чтобы жители заново открыли знакомую им столицу: чаще гуляли в парках и ходили в театр, отдыхали на пляжах и фестивалях - почувствовали себя исследователями своего города", - поясняет Ольга Нечаева.
Но главное для туристов, по ее словам, новые впечатления: музыкальные события и фестивали все чаще становятся стимулом при планировании отдыха. Появляются и новые форматы привычных услуг. Например, сейчас есть большой спрос на проведение квестов - не просто экскурсий, а историй со своим сюжетом, замечает детский экскурсовод Полина Гурьянова. Такие форматы особенно востребованы у семей, групп из детских садов и школ. "Даже уличные экскурсии можно делать более запоминающимися. Когда я вожу туристов по Крымской набережной, откуда мы смотрим на бывший завод "Красный Октябрь", я сначала рассказываю, каким был ассортимент сладостей, а потом достаю конфеты "Мишка косолапый". Вроде бы деталь, но пробуждает много эмоций", - поделилась Полина Гурьянова.
Новые впечатления для туристов будут создаваться и с помощью виртуальной реальности. Этому рынку прочат девятикратный рост к 2030 году. Сегодня в Москве работает уже более 120 VR-центров. "Представьте: мы приезжаем в новый город, наводим телефон, видим настоящий мир, а в дополнение - стрелки с инструкциями, информацию о том, что это за здание, какая у него история, какой рейтинг у кафе, куда пойти дальше", - рассказывает VR-эксперт Иван Пузырев.
Искусственный интеллект, по его словам, тоже будет играть важную роль, например, благодаря чат-ботам туристы получат индивидуальные маршруты, которые отличаются от привычных и всем известных мест в городе.
"Миллионы людей посещают самые раскрученные достопримечательности, сезонные потоки продолжают расти. С одной стороны, в этих условиях возникает проблема избыточного туризма - перенасыщения ведущих мировых туристских мест отдыха. С другой - появляется запрос самих туристов на новые направления и впечатления - не такие, как у всех", - подтверждает кандидат географических наук, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Иван Митин.