Закон Санкт-Петербурга N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" был принят в 2009 году. Сейчас готовится его существенная корректировка, которая затронет сам принцип отношения к исторической застройке: вместо превентивного сохранения по году постройки (до 1917-го) каждый дом будет подвергнут оценке, и в дальнейшем его статус будет зависеть от суммы баллов.
В новой редакции закона N 820-7 из числа построек, не относящихся к числу объектов культурного наследия, пока что 915 объектов предложены к охране в качестве ценных средовых объектов. Их объемно-пространственное решение и внешний облик будут защищаться максимально и с более строгим, чем в действующей редакции, подходом к устройству мансард и изменению дворовых фасадов. Еще 4656 объектов предложены в качестве ценных рядовых объектов. Они будут охраняться в режиме, аналогичном действующему порядку охраны исторических зданий. Для внутриквартальной застройки в законе сохраняется статус "историческое здание".
- Мы пойдем по пути формирования списков ценных объектов, - поясняет Михайлов, - а эксперимент по формированию списков неценных признан нецелесообразным. Никто же не составляет список "неценных картин", к примеру.
С одной стороны, рациональное зерно в этом подходе есть. На обоих берегах Невы есть немало зданий XVIII, XIX, начала ХХ века, бережно восстановленных и отреставрированных в советское время - многие из них получили серьезные повреждения во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Однако если экспертиза показывает, что 70 процентов конструкций, к примеру, относятся к 1970-м годам, то по формальному признаку постройка уже не подпадает под охрану. Новый подход исключит такие ситуации, поскольку среди критериев - не только историческая, но и архитектурная, и культурная ценность, и роль в формировании среды.
- Если бы нынешняя редакция закона уже действовала, то все памятники, которые сейчас на слуху, были бы защищены, - полагает заместитель председателя совета Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК Елена Резникова.
С другой стороны, описать и оценить несколько десятков тысяч строений в масштабах огромного города - задача, скорее всего, даже не на одно десятилетие. Причем сейчас инвентаризация идет лишь в центральной части, а также на набережных Невы, частично заходящих в Калининский и Красногвардейский районы. Это означает, что об исторической застройке окраин Петербурга и тем более пригородов речь пока даже не идет. И спасению "сталинского" здания Института бумажной промышленности (ВНИИБ) на 2-м Муринском проспекте новые правила не помогут. Хотя вообще-то в новом законе предполагается взять под охрану объекты 1918-1958 годов постройки - пока их всего 650.
При этом сторонники новой концепции охраны отмечают, что "вовсе не любую запятую, поставленную до 1917 года, надо беречь", и апеллируют к историческим фактам: здание Исаакиевского собора перестраивалось четырежды, ради грандиозной арки Главного штаба Растрелли принес в жертву 37 построек, окружавших Дворцовую площадь. Архитектор Станислав Гайкович рассказал, что ему пришлось переделывать проект бизнес-центра на Введенской улице из-за необходимости сохранить два исторических двухэтажных флигеля: "Милые невзрачные домики на первом плане - все позитивное спрятано".
Однако никто же не спорит, что Петербург должен иметь возможность развиваться, а найти баланс сохранения и развития - задача правильного законодательства. Вот только оценить новую редакцию закона в полной мере у специалистов и горожан пока не было реальной возможности. В ноябре прошлого года для широкого общественного обсуждения была представлена лишь государственная историко-культурная экспертиза проекта объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Новое общественное обсуждение продлится до 22 ноября 2024 года. Новый проект зон охраны размещен на официальном сайте КГИОП.
Для принятия новой редакции регионального закона "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" необходимо в том числе прохождение историко-культурной экспертизы, согласование в Минкультуры России, обсуждение в Законодательном собрании Санкт-Петербурга.