Как правило, дополнительные сборы вводятся в случае перегруженности городов или курортов посетителями и позволяют обеспечивать сохранность объектов историко-культурного наследия, поддерживать городскую инфраструктуру. Но если такая практика вполне оправданна для Рима, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, то ее введение в Екатеринбурге или Ирбите вызывает обоснованные сомнения.
Один из важных аргументов против - неопределенность в учете и расходовании поступающих средств. Сложно будет даже оценить долю турналога в общей массе поступлений отелей и гостиниц: эти деньги не будут отдельно учитываться. Сама технология приема платежей от клиентов, перечисления средств налога в бюджет недостаточно проработана, а потому вызовет сложности в работе сертифицированных гостиниц уже в первые дни нового 2025 года.
В масштабах области суммы будут относительно невелики, к тому же пока нет ясности, на что они будут направляться. А вот для гостей дополнительный сбор станет неприятным сюрпризом, и это будет способствовать их оттоку из отелей в теневой сектор, росту сдачи квартир в аренду. Напомню, что уже долгие годы государство не может добиться легализации этого сегмента туристического рынка, а теперь мы еще и сами предоставим ему конкурентное преимущество.
Особенно существенным турналог может оказаться для постояльцев недорогих средств размещения - хостелов, кемпингов: при средней стоимости 500 рублей в сутки налог в 100 рублей повысит цену сразу на 20 процентов. Для трехзвездочных отелей увеличение составит минимум три процента, и цена достигнет 3500 рублей.
Для некоторых деловых туристов такое повышение станет поводом проводить переговоры дистанционно, благо делать это позволяют информационные технологии. Стоит помнить, что большинство гостей отелей приезжают в Екатеринбург именно в командировку. Следовательно, турналог обременит предприятия, которые стремятся завязать деловые контакты с уральским бизнесом. Результатом станет не только снижение загрузки отелей, но и уменьшение деловой активности в целом.
Еще одно немаловажное последствие, которое уже сейчас можно предвидеть, - усложнится процедура регистрации постояльцев в гостиницах, так как при оформлении нужно выяснить, является ли гость льготником, оформить отдельный бланк сбора средств. Дополнительные минуты ожидания точно не повысят оценку отеля в глазах клиента. Ну а сами средства размещения будут вынуждены нести дополнительные расходы на администрирование нового налога, возрастет нагрузка на ресепшен и бухгалтерию предприятий гостиничного сервиса. При оплате гостями налога банковской картой отели будут нести расходы на эквайринг, которые никто не возместит, поэтому бизнесу придется включить их в стоимость услуг. Все это вызовет дополнительный рост цен на гостиничное размещение.