Почему введение туристического налога не пойдет на пользу Екатеринбургу

Власти и бизнес Свердловской области прилагают значительные усилия для привлечения в регион туристов, но введение туристического налога, которое уже анонсировано местными властями с 1 января 2025 года, фактически станет антирекламой. Представители профсообщества и правление Уральской ассоциации туризма считают эту меру преждевременной. По нашему мнению, решение вопроса требует более тщательного анализа и сопоставления экономических и имиджевых факторов, изучения опыта регионов, где налог уже начал действовать.
Татьяна Андреева/РГ

Как правило, дополнительные сборы вводятся в случае перегруженности городов или курортов посетителями и позволяют обеспечивать сохранность объектов историко-культурного наследия, поддерживать городскую инфраструктуру. Но если такая практика вполне оправданна для Рима, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, то ее введение в Екатеринбурге или Ирбите вызывает обоснованные сомнения.

Один из важных аргументов против - неопределенность в учете и расходовании поступающих средств. Сложно будет даже оценить долю турналога в общей массе поступлений отелей и гостиниц: эти деньги не будут отдельно учитываться. Сама технология приема платежей от клиентов, перечисления средств налога в бюджет недостаточно проработана, а потому вызовет сложности в работе сертифицированных гостиниц уже в первые дни нового 2025 года.

В масштабах области суммы будут относительно невелики, к тому же пока нет ясности, на что они будут направляться. А вот для гостей дополнительный сбор станет неприятным сюрпризом, и это будет способствовать их оттоку из отелей в теневой сектор, росту сдачи квартир в аренду. Напомню, что уже долгие годы государство не может добиться легализации этого сегмента туристического рынка, а теперь мы еще и сами предоставим ему конкурентное преимущество.

Особенно существенным турналог может оказаться для постояльцев недорогих средств размещения - хостелов, кемпингов: при средней стоимости 500 рублей в сутки налог в 100 рублей повысит цену сразу на 20 процентов. Для трехзвездочных отелей увеличение составит минимум три процента, и цена достигнет 3500 рублей.

В масштабах области суммы будут относительно невелики, а вот для гостей дополнительный сбор станет неприятным сюрпризом

Для некоторых деловых туристов такое повышение станет поводом проводить переговоры дистанционно, благо делать это позволяют информационные технологии. Стоит помнить, что большинство гостей отелей приезжают в Екатеринбург именно в командировку. Следовательно, турналог обременит предприятия, которые стремятся завязать деловые контакты с уральским бизнесом. Результатом станет не только снижение загрузки отелей, но и уменьшение деловой активности в целом.

Еще одно немаловажное последствие, которое уже сейчас можно предвидеть, - усложнится процедура регистрации постояльцев в гостиницах, так как при оформлении нужно выяснить, является ли гость льготником, оформить отдельный бланк сбора средств. Дополнительные минуты ожидания точно не повысят оценку отеля в глазах клиента. Ну а сами средства размещения будут вынуждены нести дополнительные расходы на администрирование нового налога, возрастет нагрузка на ресепшен и бухгалтерию предприятий гостиничного сервиса. При оплате гостями налога банковской картой отели будут нести расходы на эквайринг, которые никто не возместит, поэтому бизнесу придется включить их в стоимость услуг. Все это вызовет дополнительный рост цен на гостиничное размещение.