Экс-голкипер сборной, "Локомотива" Гильерме Маринато - о том, как учил русский язык и почему хочет и дальше жить в России

Гильерме Маринато: Невозможно отказаться, когда тебя приглашает сборная России
Натурализация в отечественном спорте перестает быть редким явлением, но случай бразильского вратаря Гильерме Маринато все равно стоит особняком. Он приехал в Россию в 2007 году, в совершенстве выучил русский язык, впитал в себя нашу культуру и свое будущее даже сейчас, когда завершение карьеры совсем близко, видит только в России. Если кто и достоин был стать первым натурализованным футболистом, сыгравшим за российскую национальную команду, то это Гильерме.
В редакции "РГ" Гильерме Маринато чувствовал себя так же уверенно, как и на футбольном поле
В редакции "РГ" Гильерме Маринато чувствовал себя так же уверенно, как и на футбольном поле / Сергей Куксин

Сейчас Гиля, как называли его партнеры по команде и как он сам просит к нему обращаться, без клуба, но дел все равно много. Чем занимается экс-голкипер "Локомотива" и сборной России, как оценивает уровень вратарей в Премьер-лиге и многое другое, Гильерме рассказал в эксклюзивном интервью "РГ". Естественно, долгий разговор шел на русском.

В России идеальный момент, чтобы дать шанс молодежи

Вы уже не в "Локомотиве", но за командой наверняка следите...

Гильерме: Конечно. У меня там остались друзья, я со всеми на связи. Когда получается, всегда хожу на стадион. Доволен, что у них получилось в первой части сезона. Очень хорошо играют, и позиция в турнирной таблице высокая.

Такое мощное выступление "Локо" для вас тоже стало сюрпризом?

Гильерме: Безусловно, это неожиданность, но супер, что так все складывается. После того как ряд известных и хороших футболистов ушли, были сомнения. Все ждали, что дальше: команда все-таки молодая. Но получилось, что это даже в плюс. Ребята пашут на поле. Уже нет Артема Дзюбы, Максима Глушенкова, Рифата Жемалетдинова, Антона Миранчука, которые больше играли с мячом и меньше отрабатывали назад. Сейчас в команде все пашут вместе, и это помогает добиваться хороших результатов.

Прямо сейчас Премьер-лигу "разрывает" 19-летний Алексей Батраков. Вы успели его заметить, когда еще были в "Локомотиве"?

Гильерме: Да. Он уже года два с нами тренировался, как все о нем узнали. На сборах Алексея часто к нам ставили, и было видно, что у человека есть определенные качества. Меня часто о нем спрашивали, и я всегда говорил: этот парень с будущим.

А что это за качества, о которых вы говорите?

Гильерме: Он очень умный, интеллигентный футболист. Быстро принимает решения, притом что в физическом плане не самый сильный игрок, однако соперник просто не успевает пойти с ним на контакт. Он не только умный, но еще и очень техничный.

Тем не менее, если бы не уход прежних лидеров команды, Батраков и другие вряд ли получили бы возможность себя проявить. Согласны?

Гильерме: Руководители "Локомотива" в этом плане молодцы. Они поняли, что у них есть хорошая молодежь, которую просто надо развивать, и решили не продлевать контракты опытных игроков. Надо уметь прочувствовать нужный момент. Когда слишком рано дают шанс молодежи, это тоже не очень хорошо.

Нет ощущения, что этому "Локомотиву" в какой-то момент может как раз таки не хватить опытных футболистов вроде вас?

Гильерме: Сейчас в России идеальное время сделать ставку на молодых. О чем сейчас переживать? Мы в еврокубках не участвуем. Раньше давать больше шансов молодым русским никогда не было такой возможности. И уже не будет, когда изоляция закончится. А сейчас какая разница, третье ты занял место или седьмое. Пусть ребята поиграют, набираются опыта. Жаль только, что это поколение не может попробовать себя в Лиге чемпионов или в Лиге Европы. Надеюсь, они еще успеют там сыграть.

Я уже давно думаю по-русски, считаю себя своим. Страна очень многое дала мне, и я хочу дать ей столько же в ответ

Разве не тормозит развитие молодежи то, что российские клубы без еврокубков?

Гильерме: Конечно, отсутствие международного опыта не может не сказаться. Но есть у нас сейчас выбор? Поэтому остается развиваться, насколько возможно, в нынешних условиях. Опять же: играй мы сегодня в Лиге чемпионов, в Лиге Европы, эти молодые русские ребята, может, и не получили бы своего шанса. На их месте были бы опытные легионеры из Европы или Бразилии. А молодые сидели бы на лавке. О том же Батракове мы бы узнали не сейчас, а года через три, и это было бы уже поздно.

По поводу международных матчей. Сборная России вынуждена соглашаться на спарринги с командами уровня Брунея и Сирии. Но, может, лучше сыграть со сборной Медиалиги или легионеров РПЛ?

Гильерме: Мне сложно судить, как лучше. Во главе Российского футбольного союза, сборной, стоят опытные люди, которые понимают, как правильнее. Ситуация очень сложная. Уверен: будь хоть малейшая возможность сыграть против соперников посильнее, национальная команда уже это сделала бы.

Но играть сборной надо?

Гильерме: Конечно. Не так важно, против кого. Надо собирать ребят, чтобы они знакомились друг с другом, с тренерским штабом. Чтобы были в тонусе, ведь никто не знает, когда нас вернут на международную арену.

Сафонов - номер один в России. Потом идет Максименко

У вас сейчас есть возможность взглянуть на вратарей Российской Премьер-лиги со стороны. Как оцените общий уровень коллег?

Гильерме: Мне кажется, уровень сейчас неплохой. Есть Александр Максименко (голкипер "Спартака". - Прим. "РГ"), который набрал очень хорошую форму, Лантрат (вратарь "Локомотива" Илья Лантратов. - Прим. "РГ") уже пару сезонов на приличном уровне провел. Есть Андрей Лунев в "Динамо", Евгений Латышонок в "Зените". Много молодых, которые еще будут развиваться. Например, Станислав Агкацев в "Краснодаре". Слава богу, во вратарском плане Россия всегда была на уровне.

Номер один в России сейчас Матвей Сафонов. И все равно его переход в "ПСЖ" в голове не укладывается...

Гильерме: Если бы мы сейчас играли в еврокубках, мне кажется, переход Сафонова казался бы более понятным. Но если судить только по его вратарским качествам, по его потенциалу, то этот трансфер не стал для меня сюрпризом. Считаю, у Матвея есть все, чтобы играть в европейском топ-клубе. Не просто же так его взял "ПСЖ". Они сто процентов за ним следили, у них есть на него планы. Трудно представить, чтобы клуб просто так, да еще за большие деньги, взял русского вратаря, который вообще ни в каких европейских турнирах не участвует. Мне кажется, у "ПСЖ" есть вектор развития. Они расстались с опытными игроками и делают молодую команду. Может, очень скоро мы увидим Сафонова в качестве первого номера.

В России еще есть вратари, которые прямо сейчас готовы заиграть на хорошем уровне в Европе?

Гильерме: Сейчас таких не вижу.

Как думаете, кому сложнее адаптироваться в команде за рубежом: полевому игроку или вратарю?

Гильерме: Трудно сказать. Не думаю, что голкиперам сложнее. На самом деле, переход Матвея очень важен. Никогда еще не было, чтобы российский вратарь перешел в европейский клуб такого уровня. Быть может, именно благодаря Сафонову в Европе обратят внимание на российских вратарей. Очень многое будет зависеть от того, как он себя проявит.

Сейчас в России подходящее время, чтобы дать шанс молодежи. Тот же Алексей Батраков из "Локомотива" - парень с большим будущим

Матвей качественно играет ногами. А в Европе этот компонент во вратарском арсенале очень ценят...

Гильерме: Все европейские команды обращают внимание на умение вратаря играть ногами. Сафонов - чуть ли не единственный в России с хорошей игрой ногами. Есть еще Сергей Песьяков из "Крыльев Советов", но он уже возрастной вратарь, в Европе Сергей вряд ли кого заинтересует. "Ростов" - единственная команда, которая активно использует вратаря при розыгрышах. Еще Максименко неплох в этом плане, Лунев, хотя недавно он ошибся.

Хотел уйти из "Локо", но Семин уговорил остаться

Мы сейчас говорим о Европе, но ведь вам тоже поступали предложения из-за границы? Были слухи, что английский "Тоттенхэм" хотел вас взять в обмен на Романа Павлюченко (экс-форвард сборной России. - Прим. "РГ").

Гильерме: Что-то такое говорили, но конкретика до меня не дошла. Возможно, клуб получил предложение, однако дальше дело не пошло. Моя проблема в том, что у меня не было европейского паспорта и матчей за сборную, поэтому я не мог получить разрешение на работу.Еще из Испании было предложение. Но меня не отпустили.

Ваш путь в "Локомотиве" вообще связан с преодолением разных трудностей. Вы дважды рвали крестообразные связки, в вас не верили главные тренеры команды. Не было желания все бросить и умчать в Бразилию?

Гильерме: Был момент. Я только приехал в 2007-м и вообще не играл. А в начале 2008-го получил травму. Вернулся лишь в следующем году. За полтора года я, получается, перенес две операции. Естественно, и болельщики, и клуб начали сомневаться во мне. Никто не верил в мое возвращение после двух разрывов "крестов". Да я и сам уже не верил, что заиграю на прежнем уровне. Когда долечился и уже собирался возвращаться в Бразилию, попросил, чтобы меня отдали в аренду. И как раз в тот момент в команду вернулся Юрий Палыч. Он-то мне и дал еще один шанс.

Как это было?

Гильерме: Когда он вернулся, я уже был здоров. Семин заметил, что я хорошо тренировался, и попросил, чтобы меня ставили на матчи дубля. А тогда у дубля оставалось еще три игры. И вот Юрий Павлович отправлял своего помощника, чтобы тот смотрел, как я проведу эти три матча. Я очень хорошо выступил. Потом была пауза, съездил в Бразилию и вернулся уже на сборы в Австрию. Приступил к тренировкам. На первую контрольную встречу меня даже в заявку не внесли. А вторая был против киевского "Динамо". Юрий Павлович накануне предупредил, что в старте выйду я. А у "Динамо" в то время хороший состав был, сильный. И вот я тогда здорово сыграл, пенальти еще потащил. И все, после этого я стал первым номером.

Сразу согласился играть за сборную России

Вы стали первым натурализованным игроком в составе сборной из дальнего зарубежья. Насколько сильно было общественное давление со стороны тех же бывших звезд?

Гильерме: Прежде всего - это большая ответственность. Сразу это понял. Невозможно отказаться, когда тебя приглашает сборная такой большой страны, как Россия. Я должен был сразу дать ответ. Мне повезло, что все в команде - от руководства до игроков - хорошо меня приняли. Было очень комфортно.

В матчах за сборную и "Локомотив" Гильерме не раз выручал своюкоманду. Фото: РИА Новости

Есть те, кому не нравятся истории с натурализацией иностранцев. Когда вы начинали в сборной, чувствовали этот негатив? Если да, то как справлялись с этим?

Гильерме: Конечно, чувствовал. Было много комментариев. И это понятно, потому что Россия - огромная страна. Такого патриотизма, как здесь, думаю, нет нигде в мире. У России были успехи во многих видах спорта. Естественно, люди будут думать: а зачем нам иностранцы? Но есть же футболисты, которые живут в России уже несколько лет, они себя идентифицируют с этой страной. Не просто поиграли тут год-два и получили российский паспорт. Нет. Когда появляется какая-то связь между спортсменом и государством - уважение, чувство, что он может быть полезен не только на поле, но и вне его. В таком случае почему бы не попробовать?

Когда получали паспорт, сдавали экзамен на знание языка?

Гильерме: Да.

Сложно было, волновались?

Гильерме: Конечно. Но все прошло успешно.

С детьми говорите сейчас только по-португальски?

Гильерме: Да. Дети от первого брака живут в Бразилии, но я хочу, чтобы они учились в России. Младший со мной, в Москве.

Вы говорили, что вам будет непросто вернуться в Бразилию, жить там. Почему?

Гильерме: Единственный плюс возвращения в Бразилию - семья, мои родители и дочки там. Я бы не стал сравнивать жизнь в Бразилии и в России. Там небезопасно. Если буду играть в Бразилии, у меня личной жизни не будет, там люди сумасшедшие в плане футбола. Может, я бы переехал туда, поиграл бы три месяца и сказал: нет, мне это не нужно. Решил даже не рисковать. Тем более я здесь всю карьеру сделал. Нет смысла возвращаться в Бразилию и бросать все тут. Да, там семья, но я и так вижусь с родными - летаю туда, они сюда. Это не проблема.

Вы нетипичный бразилец, потому что бразильцы очень привязаны к родине и хотят вернуться обратно.

Гильерме: Такие мысли были, когда только приехал сюда. У меня вообще были другие планы на жизнь даже не десять, а пять лет назад. Сейчас хочу быть здесь. Может, появится какая-то интересная возможность для развития, сотрудничаю в плане маркетинга с российскими компаниями. Мне это нравится. Все, чего я достиг в футболе и в жизни, - все благодаря России. И я хочу ей тоже что-то отдать.

Досье "РГ"

Гильерме Маринато. Родился 12 декабря 1985 года в штате Минас-Жерайс, Бразилия. Начинал карьеру в клубе "Атлетико Паранаэнсе". Выступал за команды "Атлетико Паранаэнсе" (2003-2007), "Локомотив" (2007-2024).

В ноябре 2015 года получил гражданство России. За сборную России провел 19 матчей, входил в состав национальной команды на чемпионате Европы-2016 и Кубке конфедераций-2017. Первый натурализованный футболист из дальнего зарубежья в российской сборной.

Чемпион России, двукратный серебряный и бронзовый призер чемпионата страны, четырехкратный обладатель Кубка России, победитель Суперкубка России. Вратарь сезона в Премьер-лиге (2020/21), член клуба легендарного советского вратаря Льва Ивановича Яшина (входят голкиперы, сыгравшие 100 и более официальных матчей на ноль), четырежды попадал в список лучших футболистов России.