Компенсация за беспокойство: бизнесмены не вправе рассылать клиентам свою рекламу без их согласия

Бизнес должен заплатить клиенту за назойливую рекламу
Второй кассационный суд общей юрисдикции в ходе рассмотрения конкретного спора сделал принципиально важное разъяснение: бизнесмены не вправе рассылать клиентам свою рекламу без их согласия. Кто нарушит это железное правило - должен заплатить человеку компенсацию. За беспокойство.

Вопрос перед высокой инстанцией поставил обычный житель столицы, который как-то зимой сходил на каток.

Билеты покупал через интернет. После этого владельцы катка начали забрасывать человека письмами. Мол, вот какие мы хорошие. Не собираетесь ли навострить к нам коньки? И так далее.

Но человек вступать в переписку с коммерсантами не собирался. Коммерсанты же были настойчивы и писали ему еще более пяти с половиной месяцев после того, как он официально отказался от рассылки электронных писем. В итоге они растопили лед человека: он пришел в ярость.

Увы, суды первой и второй инстанции не разделили гнев человека. Мол, вы же добровольно купили билеты? Катком довольны? Коньки не разъезжались? Музыка по ушам не била? Значит, все в порядке. А то, что регулярно получаете послания в стиле "я вам пишу, чего же боле", так то от любви и желания вновь увидеть вас. Терпите.

Только в третьей инстанции поддержали гражданина. Человек не обязан терпеть электронные приставания коммерсантов, жаждущих новых встреч.

"Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, - подчеркнул Второй кассационный суд общей юрисдикции. - Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд, в том числе с исками о компенсации морального вреда".

В данном случае истец указал, что от рассылки электронных сообщений он отказался 15 февраля, однако ответчик подтвердил отказ истца только 28 июля. Это слишком долго.

Поэтому решения нижестоящих судов были отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом судьи должны учесть высказанные правовые позиции.

Кстати, минувшей весной были приняты поправки в КоАП, которые выделили в отдельный состав правонарушения рассылку спама. Штрафы за такую рекламу значительно увеличены.

Согласно новым правилам, штраф для граждан составляет 10-20 тысяч рублей, должностных лиц - 20-100 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

Принципиальный момент: что именно считать спамом? Если, допустим, парикмахерская, где вы стрижетесь, напоминает вам, что вы давно не стриглись, это спам или нет? "Здесь очень интересная ситуация. Во-первых, в специальном составе не будет указания на само слово "спам", - отвечает заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов. - Речь идет о нарушении требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (звонки, смс-сообщения, PUSH-уведомления, письма по электронной почте и т.п.)". По его словам, в законе о рекламе указаны три основных правила. Первое: нельзя направлять рекламу адресату, который не давал согласия. Второе: нельзя распространять рекламу с использованием автоматических средств (автодозвон, авторассылка). Третье: рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.